Россия все-таки вооружает Иран современным оружием. Как сообщило в среду вечером агентство РИА «Новости», Москва приступила к выполнению контракта на поставку мощных зенитно-ракетных комплексов ПВО С-300. Перед этим была завершена отправка в Иран более слабых ЗРК малой дальности «Тор-М1». Ссылаясь на неназванные источники, агентство пишет также о переговорах между двумя странами о закупке ЗРК ПВО средней дальности.
Летом израильские газеты сообщали, что уже до нового года Тегеран поставит на вооружение российские ЗРК, способные уничтожать баллистические и ракетные цели.
Дата отправки первой партии тогда называлась приблизительно — сентябрь или осень этого года, при этом указывалось, что комплексы смогут полностью встать на боевое дежурство еще через 6–12 месяцев.
Иран в вопросе покупки российских систем ПВО всегда занимал позицию «стратегической неопределенности»: не подтверждал наличие у себя С-300, но демонстрировал желание их иметь. В декабре прошлого года Тегеран вновь заявил, что «изучает возможность» закупки С-300. Первый раз эта тема муссировалась еще в 2005 году. Но год назад об этом заговорил министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджар, и то же самое подтвердили некие источники в российском военно-промышленном комплексе.
Однако по мере того, как возмущение Запада, как раз давившего на Тегеран с целью принудить его свернуть свою ядерную программу, становилось все громче и громче, в Москве поспешили взять свои слова обратно. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству объявила пару дней спустя, что «вопрос о поставках Ирану С-300… не является актуальным, не обсуждается и не дискутируется в данный момент с иранской стороной».
В октябре представитель российского МИДа Андрей Нестеренко подтвердил вновь, что в «проблематичные регионы» Россия оружие не поставляет.
Сейчас в Москве, похоже, пришли к выводу, что хорошо вооруженный Иран проблемы больше не представляет, а даже напротив. Замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин теперь утверждает, что «военно-техническое сотрудничество с Ираном окажет положительное влияние на стабильность в регионе». «Мы развиваем и продолжим развивать наше сотрудничество, — подчеркнул он. — Безопасность и стабильность в регионе в значительной мере зависят от этого».
Если информация о поставках С-300 соответствует действительности, то, по мнению военного эксперта Института экономики переходного периода Виталия Цымбала, Москва в очередной раз «продемонстрирует, что не накладывает на себя каких-то дополнительных обязательств в вопросе об экспорте оборонительных вооружений».
Однако аналитик оставляет место для сомнений. «Это может быть как дипломатической игрой, так и выражением ведомственных интересов», — заметил в беседе с «Газетой.Ru» Цымбал.
Его коллега из ИМЭМО Владимир Евсеев насчитывает сразу несколько аргументов в пользу того, чтобы не доверять информации о продаже С-300 Тегерану.
«Поставка ЗРК такой мощности Ирану по своим негативным последствиям для американо-российских отношений аналогична предоставлению плана действий по членству в НАТО Грузии», — полагает военный аналитик, указывая, что сейчас в отношениях между Москвой и Вашингтоном ожидается потепление.
Такой шаг, рассуждает он, «не только не уменьшит вероятность израильского удара по иранским ядерным объектам, а, напротив, повысит ее». «У Тель-Авива, который заинтересован в сохранении своего преимущества над Ираном и действует сообразно доктрине превентивного удара, появится соблазн уничтожить доставленные С-300 еще до того, как они будут развернуты», — уверяет Евсеев.
Ко всему прочему, «у России нет в запасе комплексов С-300, производство которых прекращено», считает эксперт. Замена же тех комплексов, которые стоят на боевом дежурстве, новыми ЗРК С-400, чтобы освободить С-300 для передачи в Иран, «маловероятна, закупок ЗРК нового поколения в последнее время проводилось мало».
Если Исламская Республика готов перевооружиться на собственные средства, подписав соответствующие контракты, то другой ближневосточной стране — Ливану — Россия поможет бесплатно.
Как сообщил журналистам в тот же день директор ФСВТС Михаил Дмитриев, 10 самолетов МиГ-29, состоящих на вооружении ВВС РФ, будут переданы в дар ливанской армии. «В рамках военной помощи Ливану Россия передаст этой стране 10 самолетов МиГ-29 из наличия Минобороны», — рассказал чиновник. «Военно-техническая помощь — это помощь за бюджетные деньги», — уточнил он.
По его словам, перед отправкой самолеты будут отремонтированы и модернизированы до экспортного уровня. На них определенное время будут распространяться обязательства по гарантийному обслуживанию. Помощь при эксплуатации по истечении этого срока, по идее Дмитриева, будет обсуждаться двумя странами в дальнейшем. Как гласит президентский указ, обнародованный на днях, отныне все «заключаемые субъектами ВТС контракты с иностранными заказчиками... должны предусматривать положения, касающиеся обеспечения комплексного сервисного обслуживания поставляемой иностранным заказчикам продукции военного назначения». Это означает, что и сделав Ливану подарок, Москва в накладе вряд ли останется.
Российская сторона к тому же уже ведет переговоры с Бейрутом о продаже военной техники. «У нас идет работа с ливанскими коллегами, которая касается закупки российской бронетехники, артиллерии, других видов вооружения», — сказал Дмитриев. Займется Россия и подготовкой боеспособной ливанской армии. Военнослужащие этой страны отправятся в военные вузы РФ для обучения, причем как на платной основе, так и на бесплатной или льготной.
Щедрые российские подарки накануне Нового года стали возможны после встречи секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева и ливанского министра обороны Ильяса Мурра. На этой встрече также присутствовали Дмитриев и заместитель Патрушева Владимир Назаров.
Войска, за которые Мурр оказался ответственным, находятся в плачевном состоянии. В Ливане, разделенном по конфессиональному и национальному признакам на противоборствующие общины, центральная власть никогда не имела мощного силового аппарата. Армия страны численностью 72 тыс. человек выполняла до последнего времени скорее полицейские функции, а во время войны Израиля против группировки «Хезболлах» летом 2006 года даже не вмешалась в конфликт. На ее вооружении состоит устаревшая американская и французская техника. А в составе ВВС за исключением подаренных США вертолетов «Ирокез», использовавшихся во вьетнамской войне, фактически нет боеспособных летательных машин.
Лишь с избранием президентом бывшего командующего армией Мишеля Сулеймана перевооружение стало одной из приоритетных задач правительства.
По мнению Евсеева, в желании Москвы усилить центральную ливанскую власть в ее противостоянии «Хезболлах» «нет ничего противозаконного». «Но если это сделано не в рамках «ближневосточного квартета» переговорщиков (Россия, США, ЕС и ООН), то вряд ли можно ожидать положительной реакции Израиля на это решение», — предсказывает эксперт.