Деньги британских налогоплательщиков идут не только на войну в Афганистане, но и попадают прямиком к боевикам движения «Талибан (организация запрещена в России)». Об этом с удивлением узнали в пятницу читатели лондонской The Times, опубликовавшей результаты собственного расследования.
Основной вывод газеты заключается в том, что страны--члены НАТО, под чьей эгидой проводится военная операция в Афганистане, платят полевым командирам «Талибана», которые обеспечивают безопасность грузов, следующих на базы блока на юге страны.
Делается это не напрямую. Доставкой всех грузов, топлива, оборудования и вспомогательных материалов, не исключая и тех, что военного предназначения, занимаются крупные охранные агентства, фактически транснациональные компании. Они, в свою очередь, нанимают для охраны конвоев местные фирмы, которые, чтобы не иметь дела с боевиками, просто платят талибам за проход по контролируемой ими территории.
Такую информацию The Times подтвердили сразу «несколько поставщиков топлива, компаний-грузоперевозчиков и охранных агентств». Естественно, имен и названий газета не упоминает – ее пакистанские и афганские собеседники попросту боятся за свою жизнь.
Подобная ситуация наблюдается уже больше года, когда к активной деятельности на юге страны вернулись талибы. Особенно опасна дорога на Кандагар, где нападения на конвои с грузами происходят едва ли не ежедневно. Надо учитывать, что в настоящий момент сухопутные поставки могут осуществляться практически только через пакистанский порт Карачи, откуда конвои уходят на север, к афганской границе, и далее в Кабул.
«Афганский трафик» по северному направлению – через Россию и страны Центральной Азии – не работает. Из-за августовской войны на Кавказе Москва объявила о временном свертывании своего сотрудничества с НАТО, а ее партнеры по СНГ по-прежнему находятся на стадии переговоров со штаб-квартирой блока.
Общий объем выплат «Талибану», если исходить из рассказов представителей подрядных фирм, может составлять до четверти всех средств, отпускаемых НАТО на транспортировку грузов.
Итоговая сумма выходит астрономической. Только британская база Кэмп-Бэстион в провинции Гельменд, по данным издания, расходует до 1 млн литров воды и авиационного топлива в неделю. Оплата же одного грузовика, следующего по Афганистану с вооруженной охраной, обходится бюджету Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) примерно в $1000. В одном конвое – по нескольку десятков грузовиков. Иногда их число достигает и сотни.
К этому успешному бизнесу, пересказывает газета слова своих владельцев транспортных компаний, с удовольствием присоединяются и обыкновенные бандиты, и правительственные чиновники. «Мы платим и разбойникам, и талибам, чтобы провести наши грузовики через провинцию Газни», — признался один из собеседников издания. Представители контингента НАТО на происходящее смотрят сквозь пальцы.
Официальный представитель ИСАФ Джеймс Гэтер считает, к примеру, что тот способ, каким нанятые коммерческие фирмы осуществляют безопасную доставку грузов, значения не имеет. «Я могу подтвердить, что мы работаем с компаниями, базирующимися в Европе, чтобы доставлять топливо и продовольствие. Их, согласно условиям подряда, мы называть не можем. По договору они самостоятельно обеспечивают безопасность грузов, и эти компании имеют право нанимать того, кого пожелают», — объявил журналистам пресс-секретарь воинского контингента.