В понедельник премьер-министр Владимир Путин неожиданно разразился внешнеполитической речью. Подходящей аудиторией для своего выступления Путину показались участники Международной конференции по вопросам международного гуманитарного права, которая в понедельник открылась в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.
Премьер сформулировал три принципа договора о европейской безопасности, который Россия активно продвигает взамен существующей и, по мнению Кремля, устаревшей. Все три принципа начинаются с отрицания.
Первый принцип: «не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других». Второй: «не допускать действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности». Третий: «не позволять, чтобы развитие и расширение военных союзов шло в ущерб другим участникам договора».
По мнению директора Центра европейских исследований Высшей школы экономики Тимофея Бордачева, «принципы трех «не», о которых говорил премьер-министр, разделяются многими европейскими политиками и отражают озабоченность России этими вопросами».
С ним не согласен заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Путин предложил новый концептуальный подход — согласовать в рамках договора с западом принципы международной безопасности. Но Запад на это не пойдет. Европейские страны не согласны, что НАТО угрожает России. Позиции России и Запада несовместимы, но в открытую никто конфронтации не хочет, поэтому подписание европейского договора о безопасности замнется в рабочих группах, комиссиях и всяческих согласованиях», — сказал Макаркин «Газете.Ru».
Интересно, что о договоре на этот раз говорил Путин, хотя проект документа является любимой темой выступлений президента России Дмитрия Медведева, который в последнее время отвечает в «тандемократии» за внешнюю политику.
«Путин, видимо, решил продемонстрировать, что он политический премьер, что в России режим «соправления», и премьер-министр оказывает на внешнюю политику не меньшее влияние, чем сам президент», — сказал «Газете.Ru» Макаркин.
В конференции, которая организована Межпарламентской Ассамблеей СНГ и Красным Крестом, принимают участие представители России, стран СНГ, Великобритании, Германии, Бельгии, Ирана, а также делегаты от Совета Европы и Организации Исламская конференция. При этом представителей США в Санкт-Петербурге нет.
Отсутствие американцев среди своих слушателей не помешало Путину в очередной раз коснуться темы размещения системы противоракетный обороны США в Восточной Европе, а также предложить заключить новый договор о Стратегических наступательных вооружениях (СНВ).
Премьер вновь пообещал найти «адекватный ответ» в случае размещения элементов системы ПРО США в Европе, что, по его мнению, «нацелено против стратегического потенциала России». В случае отказа США от своих планов, по мнению главы правительства, Москва и Вашингтон смогут «переломить опасную негативную тенденцию на европейском континенте». Кроме того, премьер еще раз пожурил американцев за односторонний выход из договора по ПРО, который «был краеугольным камнем стратегической стабильности в мировом масштабе».
«Убежден, что жесткие заявления о размещении элементов ПРО в Европе никак не скажутся на отношениях России с Западом, позиция России по этому вопросу уже давно известна и будет адекватно воспринята», — заявил Бордачев «Газете.Ru».
В то же время Россия надеется на «более конструктивный» подход к вопросу о заключении нового договора СНВ. Путин напомнил, что срок действия прежнего договора между Россией и США истекает в декабре 2009 года. По словам премьера, «выйти на взаимоприемлемое решение с нынешней администрацией не удается». Напомним, что вступивший в силу в 1994 году договор СНВ-1 обязал каждую из сторон сократить более 40% ядерных боезарядов (до 6 тысяч единиц) и около 30% их стратегических носителей (до 1600 единиц).
Экс-президент, будучи юристом по образованию, много говорил и о проблемах права. Все-таки премьер выступал не где-нибудь, а на конференции по вопросам международного гуманитарного права. Здесь у Путина нашлись слова для властей Грузии.
Он напомнил, что проблему территориальной целостности Грузии власти этой страны посчитали возможным решить по известному сталинскому принципу «нет человека — нет проблемы». «Это жестокое, широкомасштабное и неизбирательное нападение. Россия была вынуждена защищать и своих миротворцев, и ни в чем неповинных гражданских людей», — пояснил премьер. По его мнению, «задача универсального соблюдения гуманитарного права по-прежнему актуальна».
«Очевидно, что нарушают гуманитарное право, прежде всего, те, кто попирает право международное, и недавние события в Южной Осетии — очень показательный тому пример», — заметил глава Белого дома, очевидно, намекая исключительно на грузинские действия в ходе конфликта, но никак не на российские. «Убежден, важнейшим условием безопасного и устойчивого развития цивилизации может и должно стать безусловное соблюдение международной законности всеми безо всякого исключения государствами», — заключил Путин.