Во вторник российским властям был передан осужденный на 4 года в США за отмывание денег бывший глава консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам ООН Владимир Кузнецов. Рано утром 19 ноября сотрудники российской Федеральной службы исполнения наказаний посадили его в самолет «Аэрофлота» и отправили на родину. Присутствовавший при передаче генеральный консул России в Нью-Йорке Сергей Гармонин похвалил за хорошую работу американские консульские службы. «Все службы, как российские, так и американские, включая посольство США в Москве, сработали оперативно, выдав визы российскому конвою, и он смог очень быстро прибыть в Нью-Йорк», — рассказал Гармонин.
Кузнецов провел больше года в американской тюрьме в штате Пенсильвания и теоретически должен провести в России еще 3 года.
Между тем, согласно международной конвенции о передаче заключенных, страна исполнения приговора, в данном случае Россия, имеет право смягчить наказание или вовсе помиловать осужденного.
Напомним, дипломата задержали 1 сентября 2005 года агенты ФБР по обвинению в соучастии в преступной схеме по отмыванию денег. Обвинение пришло к выводу, что занимая должность главы консультативного комитета при ООН, Кузнецов отмывал деньги, полученные от иностранных компаний, которые рассчитывали получить хорошие контракты на обеспечение ООН товарами и услугами. Дело Кузнецова шло в рамках кампании чистки аппарата ООН, тогда же были вскрыты махинации в программе «Нефть в обмен на продовольствие». Поскольку Кузнецов был председателем комитета по административным и бюджетным вопросам Генеральной ассамблеи ООН, тогдашний генсек ООН Кофи Аннан имел право снять с чиновника дипломатический иммунитет, что он и сделал. Проведя в тюрьме 2,5 месяца, российский дипломат был отпущен под залог $1,5 млн, который внесла Россия.
В марте прошлого года федеральный суд Нью-Йорка приговорил Кузнецова к четырем годам и трем месяцам заключения, а также штрафу в $73 тыс.
Во время судебного процесса Кузнецов свою вину полностью отрицал и заявлял, что «все его действия в ходе работы в ООН носили открытый, транспарентный характер». «Я 25 лет честно служил моему правительству на различных должностях и в органах ООН. В качестве главы комитета своими действиями я не причинил ООН никакого ущерба», – сказал он в своем последнем слове в суде.
Как только стало ясно, что приговор неизбежен, адвокаты Кузнецова стали требовать перевода своего подзащитного в отечественную тюрьму. На этом упорно настаивали и российские власти. Многие американские юристы сомневались, что такое возможно. «Ага, его туда пошлют, и он на следующий день выйдет», – насмешливо замечали они в беседе с журналистами ВВС. Хотя отправка иностранных заключенных в тюрьму на родине теоретически возможна, согласно международной конвенции, в США она практикуется нечасто. Но 6 ноября Кузнецов добился своего. Нью-йоркский суд разрешил ему провести остаток срока на родине.
В какой из российских тюрем экс-дипломат будет отбывать оставшиеся 3 года заключения, пока неизвестно. Место заключения в России выберет Федеральная служба исполнения наказаний. Согласно международной конвенции о передаче заключенных, которая была ратифицирована Россией в июле 2007 года, предусматривается контроль за исполнением приговора страной, где приговор был вынесен. На деле никаких сообщений о местопребывании экстрадированных на родину россиян никогда не было.