На пресс-конференции после саммита Россия — ЕС в Ницце Дмитрий Медведев и Никола Саркози затронули августовский военный конфликт в Южной Осетии и проблемы его урегулирования.
Медведев заявил, что Россия «полностью признает территориальную целостность Грузии», но только с «учетом ранее состоявшегося признания независимости Южной Осетии и Абхазии». Хотя, по словам российского президента, признание «двух новых субъектов международного права» было «вынужденным», «признание остается окончательным и бесповоротным» и не является «поводом для игрищ».
Россия считает «план Медведева — Саркози», по которому Россия обещала вернуть свои войска на позиции, которые те занимали до начала конфликта, «полностью и надлежащим образом выполненным».
Саркози похвалил российского коллегу за старания, отметив, что Москва «выполнила большую часть обязательств, которые на себя взяла». «Она прекратила огонь, потом, главным образом, вывела свои войска. Мы смогли послать туда наблюдателей и начали вести международные переговоры в Женеве по этому поводу», — перечислял российские заслуги французский президент.
Однако из дальнейших слов Саркози можно сделать вывод, что Европа довольна не всем. Президент Франции напомнил Медведеву, что российские войска все еще находятся в долине Ахалгори в Южной Осетии и в деревне Переви вне Южной Осетии. Правда, в то же время Саркози уверен, что российский лидер – именно тот «человек, с которым можно договориться».
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, Европа уже смирилась с тем, что Россия не выведет войска из Южной Осетии и Абхазии, чего ЕС требовал поначалу. «Конечно, какая-то критика будет, но до полного выполнения плана еще не дошло и вряд ли дойдет. Россия не выведет войска из Абхазии и Южной Осетии, там будут военные базы. Думаю, Европа прекрасно понимала, что вывод будет на российских условиях», — сказал Малашенко «Газете.Ru».
В ходе пресс-конференции получила развитие история о том, как Владимир Путин обещал «повесить за яйца» грузинского президента Михаила Саакашвили. Эту тему, которая два последних дня живет своей собственной загадочной жизнью, затронул лично Медведев.
Напомним, накануне саммита с сенсационными подробностями встречи Саркози, Медведева и Путина в Кремле 12 августа выступил французский журнал Nouvel Observateur. Со ссылкой на слова советника Саркози по внешнеполитическим вопросам Жана-Давида Левита журнал поведал, что Путин в своей обычной грубоватой манере в ходе переговоров пообещал «повесить Саакашвили за яйца». «Повесите?» – озадаченно переспросил президент Франции. «А почему бы и нет? – ответил российский премьер. – Американцы же повесили Саддама Хусейна». «Да, но разве ты хочешь закончить, как Буш?» – парировал Саркози. Путин оторопел, задумался и ответил: «Да, в этом есть смысл». Так, считает журнал, Россия остановила наступление на Тбилиси.
В пятницу, рассуждая о встречах со своим французским коллегой по поводу выполнения Россией мирных обязательств, Медведев сказал: «Мы готовы обсуждать это прямо, во время всяких возможных встреч, глядя глаза в глаза, даже несмотря на то, что впоследствии это обрастает какими-то несуществующими подробностями».
Этим замечанием тут же воспользовался корреспондент государственного канала «Россия» Сергей Брилев, спросивший президента как раз об этих самых подробностях. Брилева интересовало, действительно ли эта встреча состоялась 12 августа, и на ней российским лидерам были предоставлены данные французской разведки. Nouvel Observateur в своей статье сообщил, что Саркози привез в Москву информацию своей разведки о том, что «некоторые члены российского Генштаба советуют своим руководителям продолжать наступление на Тбилиси, поскольку путь свободен, и затем свергнуть Саакашвили».
Оба президента подтвердили факт проведения встречи и состоявшегося трудного разговора. Саркози долго заочно оправдывался перед европейскими журналистами, которые обвиняют президента Франции в том, что он в последнее время стал едва ли не главным партнером России в Европе. «Наша стратегия, стратегия Евросоюза (по урегулированию ситуации на Кавказе – «Газета.Ru») оказалась более эффективной, чем стратегия так называемых «друзей Грузии». Политика угроз ни к чему не приведёт ни Россию, ни Грузию, ни Евросоюз. Это не концепция ЕС», — намекнул на провал действий США Саркози.
То, что президент Медведев сам затронул тему скандального разговора Путина с Саркози — вопрос на эту тему задал журналист российского гостелеканала, а в Москве официально подтвердили использование Путиным «жесткой риторики» — может свидетельствовать о намеренном сливе информации о яйцах.
В пятницу пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков признал, что премьер жестко прошелся в августе по Саакашвили. «Путин действительно участвовал в такой встрече в Кремле 12 августа… и он действительно использовал весьма жесткую риторику в адрес режима Саакашвили», — цитирует Пескова РИА «Новости». При этом публикацию конкретных цитат Песков назвал провокацией. «Все остальное, опубликованное в статье, является полной инсинуацией, еще и провокационного характера», — добавил пресс-секретарь премьера.
По мнению Малашенко, российское руководство «относится к Саакашвили как к политическому трупу». «Они считают, что он уйдет, и такая риторика не принесет им никакого урона. По-моему, надо пить меньше, иначе я ничем это объяснить не могу», — сказал эксперт. «Был это российский слив или нет, в любом случае это демонстрация не силы, а хамства. Это уж совсем непристойно», — считает Малашенко. Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов в беседе с «Газетой.Ru» предположил, что историю могли предать гласности и европейцы, чтобы напомнить миру о жесткости премьера Путина.
Сам Саакашвили тоже отреагировал на историю с яйцами. Как пишет газета The Times, грузинский президент нервно смеялся, когда французские радиожурналисты зачитали ему диалог Саркози и Путина. «Я знал об этом разговоре, но без подробностей. Он забавный, но не имеет значения», — резюмировал Саакашвили.