— Ваше интервью «Газете.Ru», декабрь 2007 года: «Сроки работы институтов должны быть увеличены. Сейчас вся госмашина подчинена циклу 4 года. Увеличение срока на год дает примерно 3–3,5 года стабильной работы». Означает ли это, что работа над поправками велась давно, и вы в ней участвовали?
— Давно работа не велась. Поправки родились в результате реализации предложений послания президента. Но действительно, давно, еще раньше, чем год назад, мы обсуждали в экспертном сообществе, в том числе и положение о сроках правления и разрыве во времени при формировании органов власти. Политический легитимный разрыв нужен и очень важен. Уже тогда специалисты, ряд депутатов, сенаторы, глава СФ Сергей Миронов поддержали идею.
Что касается меня, я не участвовал в подготовке послания президента, но уверен, что те выводы экспертного сообщества были учтены и приняты президентом.
— Если экспертное единодушие было еще до выборов-2007, почему поправки внесены сейчас?
— Важно, чтобы в рамках выборной кампании конституция была стабильна. Именно поэтому и в этих законах упоминается, что они будут применяться к выборам уже следующих институтов.
— Когда поправки вступят в силу?
— Юристы, оценивающие поправки, встретились с коллизией. Есть несогласие между ст. 136 Конституции, которая указывает, что поправки вступают в силу сразу после их одобрения 2/3 местных парламентов, и федеральным конституционным законом 1998 года «О внесении поправок в конституцию», который устанавливает другую процедуру (вступают в силу после подписания президентом, что наступает в течение двух недель после одобрения регионами).
Это закон будет применен. А потом его изменим. Он частично не соответствует конституции, хотя Конституционный суд и не высказывался по этому поводу.
— Думаете, этот закон еще пригодится?
— Этот закон убедил в том, что любой закон, даже тот, который принимался, кажется, на всякий случай, должен заставить относиться к себе исключительно внимательно. Это ружье, которое висит на стене. Если оно висит, оно все равно будет применено. Не выстрелом, так прикладом по башке.
— Назовите даты следующих выборов президента РФ и Госдумы РФ.
— Конституционные полномочия Дмитрия Анатольевича истекают через четыре года после избрания. Стало быть, вы можете легко отсчитать дату следующих выборов.
— Скажите как юрист: следуя духу права, может ли президент страны поставить вопрос о досрочном сложении с себя полномочий в связи с изменением Основного закона, гарантом которого он является?
— Важно не строить предположений. Мы формируем нормальное российское конституционное поле. А это — форс-мажор.
В то же время вы затронули очень глубокую вещь права в целом. Право – это не нормативный материал, право – это набор основополагающих принципов. Принцип разумности, справедливости, дух права и так далее. Так вот, дух права к этой теме не имеет отношения. Так вопрос не стоит.
--Объясните, чем 6 лет отличаются от 5 и 7?
— Математического объяснения нет. Разве что с точки зрения социальной психологии. В этой науке подчеркивается, что мировосприятие человека меняется в течение срока в 7 лет.
То же есть и в психологии отбытия наказания: 7 лет — предельное наказание, которое мозг человека понимает. Больше — нет.
В политической системе в то же время также существуют устоявшиеся временные периоды. В среднем срок органов власти, формируемых при помощи избирательных технологий, — 5 лет. Сложилось такое обыкновение. 6 лет – это почти такой же период. То есть он где-то тоже как-то воспринимается.
Но одновременно мы говорили о необходимости разрыва в сроках работы двух важнейших государственных институтов. И этот разрыв был обозначен цифрами 5 и 6.
— Допускаете ли вы участие лидера «Единой России» Владимира Путина в выборах президента РФ?
— Где-то за 2,5 года до последних президентских выборов я позволил себе такую хлестаковщину, как слова «я знаю точно, что Владимир Владимирович Путин не будет участвовать в следующих президентских выборах». И все равно возникла огромная дискуссия, на нас на всех было колоссальное давление общества с тем, чтобы Путин остался. Дума получала сотни писем с такой просьбой.
Поэтому теперь я бы не хотел выступать предсказателем того, как видит свое будущее Владимир Владимирович Путин.
Это его право выбора и говорить об этом не очень корректно.
— Два срока по 6 – это три по 4? Это не скрытая форма трех сроков, от которой отбивался Путин?
— Шесть лет позволяют реализоваться как той или иной личности, так и составу того или иного института.
— В том же интервью 2007 года вы говорите о необходимости постепенного внедрения элементов парламентской республики. Сейчас тенденция идет в этом направлении. Нынешние действия – достаточны и окончательны?
— Расширение контрольных полномочий парламента, которые связаны с отчетом правительства, — важная правильная вещь. Нужно будет посмотреть, как начнет работать институт парламентских расследований, который предусмотрен соответствующим законом. Политические партии получают дополнительные полномочия, связанные с кадровыми предложениями, связанными с руководителями субъектов. Это связано с увеличение роли как гражданского общества, так и парламентаризма.
Однако переход к парламентской республике в ближайшей исторической перспективе невозможен.
Это связано с традициями нашей государственности. Это связано, в том числе, с субъектным составом РФ, с национально-территориальными принципами формирования субъектов.
Институт президентства должен играть в России доминирующую роль. Я бы осторожно говорил о периоде, в который партии и гражданские институты начнут играть еще более важную роль, но это длительные сроки.
— Когда, в какой форме, кто будет за правительство отчитываться перед парламентом? Внесенный законопроект не отвечает на эти вопросы.
— В самом федеральном конституционном законе о правительстве РФ определяется порядок подготовки отчета. В частности, оговаривается, что в отчете должны быть отражены вопросы, поставленные думой. В дальнейшем пойдет выверка позиций. Что касается сроков отчета правительства, то существует естественный срок – рубеж финансового года, то есть весна.
Здесь же встает вопрос о реализации другого конституционного полномочия – послания президента. Когда оно должно произноситься: либо в мае, либо накануне следующего политического периода. Технология сложится естественно.
— То есть отчет правительства весной, а послание президента осенью?
— Вполне возможно.
— Часть поправок общеполитического характера партии внесут сами?
— В «Единой России» поправки пока не обсуждали. В поправках заинтересованы те партии, которые так или иначе ощущают себя способными набрать 5–7%.
— Каков будет порог минимальной численности партий?
— Не будет слишком низкий. Не менее 30 тысяч человек. Плюс отделения в половине субъектов.
— Предложение Медведева о праве партий-победительниц выдвигать кандидатуру губернатора. Как может выглядеть механизм?
— В послании четко написано, что партия предлагает кандидатуру президенту РФ.
— Не полпреду?
— Президенту. А процедуры, которые будут проходить по назначению губернаторов, уже будут определяться в администрации президента. А институт полпредства — достаточно сложный теперь.
— Кандидатура будет одна или несколько, как положено сейчас?
— Партия может предложить одну кандидатуру. При этом президент обратил внимание на то, что будет формироваться кадровый резерв.
— Президент поставил задачу отменить практику избирательного залога. Проект того же содержания, написанный пермскими законодателями, уже есть в Госдуме? Он пройдет?
— Он отправлен нами в рассылку 2–3 дня назад. Будет рассмотрен на Совете Думы в четверг. Он может быть распространен и на депутатов Госдумы, в нем для этого все есть.
--Хотелось бы более точного разъяснения по новому порядку формирования Совета федерации «из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления».
— Действительно, в течение последнего времени обсуждался вопрос наиболее продуктивной связи СФ с субъектами РФ. Одним из институтов, который должен был решить это, был так называемый ценз присутствия сенатора на территории субъекта РФ. Но от этого откажемся.
Будет соблюдаться статья Конституции, в которой говорится, что порядок формирования СФ устанавливается федеральным законом. При этом важно подчеркнуть, что должна соблюдаться норма о двух представителях от каждого субъекта, то есть по одному от представительной и исполнительной ветвей власти субъектов.
— Как сохранятся «губернаторские» сенаторы?
— Для меня это пока загадка и задача, которую надо решить. Возможно, через альтернативных кандидатов, которые бы предлагались губернаторами, и за которых население голосовало бы одновременно с местными выборами.
— Сколько партий может оказаться в Думе из-за поправки о допуске малых партий к распределению мандатов?
— В развитом политическом обществе, обычно три, максимум четыре парламентские партии. В настоящее время в Госдуме присутствует четыре партии. Очень важна судьба правых. Недавно произошла их реорганизация и нужно смотреть, каковой будет их политическая практика.
Формирование и наличие конструктивной правой критики в Думе было бы очень интересно.
Впрочем, в «Единой России» либерально-консервативные взгляды и сейчас представлены системно. Если посмотреть законодательство, то конкретные шаги, которые предпринимаются в регулировании гражданского общества, проблем частной собственности и многих других институтов, то позиция партии «Единая Россия» носит достаточно часто либерально-консервативно-центристский характер.
— Будет ли закон об оппозиции, который бы гарантировал обладателям одного--двух мандатов хоть какие-то права в Думе?
— Эти права вполне возможно внести в технологию закона о партиях.
— Есть впечатление, что под прикрытием слов о повышении роли простых граждан в управлении государством, народовластии и гражданском контроле была проведена хитроумная операция в пользу конкретно Владимира Путина и «Единой России», которую он возглавляет. Все изменения политсистемы, так или иначе, на руку ЕР, поправка в Конституцию об отчете правительства не наполнена смыслом, но главное — увеличен президентский срок, чем может воспользоваться Путин. Разубедите нас в том, что операция имела место.
— Я всю жизнь встречаюсь с теориями заговора. Они интересны тем, что их обычно не нужно разоблачать. Они обычно разоблачаются развитием истории. Не во всем виноваты масоны, не во всем виноваты евреи, далеко не во всем виновата «Единая Россия» и уж тем более ни в чем не виноваты зарубежные журналисты, которые ставят вопрос, как и вы его ставите.
Есть другой важный вопрос, который касается любого государства – это объем, формула и степень вмешательства государства в жизнь физического лица. Для меня важно, что Медведев в своем послании вернулся к теме свободы. Это в послании гораздо важнее. Россия строит институты государственной власти и есть шанс, что у нас это все получится.