Предложение о продлении срока президентских полномочий на два года действующий глава государства озвучил в комплекте с предложением по расширению конституционных полномочий Госдумы. Поправки Медведев обосновал исключительно благими целями. «Убежден, наше движение к свободе и демократии будет успешным и неуклонным лишь в том случае, если авторитет президента и Государственной думы будет достаточно высок, основан не только на предвыборных обещаниях, но и на практических результатах деятельности, если у них будет достаточно времени, чтобы все заявленное провести в жизнь и результаты своей работы реально показать народу, отчитаться за них перед избирателями, перед страной», — аргументировал президент.
Более того, глава государства особо оговорился, что своими поправками не намерен провоцировать конституционную реформу, и предостерег желающих от «реформаторского зуда» в отношении основного закона.
«Речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции», — заявил он.
Между тем эксперты уверены, что предложенные поправки весьма серьезны. Идея увеличения сроков обсуждается в России не первый год. Напомним, что еще в 1991 году президент Борис Ельцин избирался на срок в 5 лет, а затем в Конституции 1993 года срок президентских полномочий был сокращен до 4 лет. В 2001 году дискуссия о недостаточности президентского срока вспыхнула с новой силой, когда к власти пришел Владимир Путин. Активным сторонником этой идеи стал спикер Совета федерации, который сразу с избранием на этот пост предложил увеличить срок до 5–7 лет. А в июне минувшего года спикер СФ обрел сторонника в лице Путина: в интервью иностранным журналистам экс-президент признал, что «четыре года — это мало» и главе государства, для того чтобы войти в курс проблем и затем решать их, нужен больший срок — пять, а может быть, и семь лет».
После этих слов Путина стало окончательно ясно, что срок президентских полномочий в России будет продлен. Однако соответствующей инициативы экс-президент так и не выдвинул. Постепенно эта тема уступила место дискуссии о возможности прихода Путина на третий президентский срок. Таких возможностей также было предложено множество. Одним из самых популярных вариантов стал такой: Путин возвращается после Медведева и вновь правит два срока подряд. В результате одним из самых интересных вопросов, связанных с предполагаемыми изменениями Конституции, становится, кто именно ими воспользуется — сам Медведев или Путин.
Как напомнил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» один из авторов российской Конституции Сергей Шахрай, под действие всех изменений, вносимых в основной закон, подпадет только будущий президент и будущий созыв Государственной думы.
Поскольку не затрагиваются базовые основы Конституции, для принятия поправок будет достаточно одобрения двух третьих состава Госдумы, трех четвертых состава Совета федерации и двух третей региональных законодательных собраний.
«Политических причин, по которым предложенные президентом поправки в Конституцию не могли бы быть приняты», Шахрай, по его словам, не видит. Рациональный смысл поправок собеседник «Газеты.Ru» объяснил давним намерением властей развести по времени президентскую и думскую избирательные кампании, «чтобы не было такого, когда в течение полугода одна избирательная кампания», а также тем, что более продолжительный президентский срок обеспечит большую политическую стабильность в стране.
Духа Конституции, считает Шахрай, законодательные инициативы президента не нарушат, «поскольку дух Конституции зарыт в других ее разделах».
Комментировать политические последствия принятия изменений в Конституцию Шахрай отказался. «Это не мое дело», — пояснил он. В то же время собеседник «Газеты.Ru» напомнил, что Франция, где до недавнего времени срок президентских полномочий составлял 7 лет, пошла по пути сокращения этого срока до 5 лет. «А мы пошли другим путем», — отметил Шахрай.
Мнение Шахрая о технологии принятия предложенных президентом поправок в Конституцию разделяют и в администрации президента, и в Госдуме. О том, что по поправкам такого уровня не нужно проводить референдум и созывать Конституционное собрание, заявили помощник президента Лариса Брычева и председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
При этом Плигин затруднился с ответом на вопрос о том, кто в данном случае может стать субъектом законодательной инициативы. «Я не знаю, кто будет вносить эти законопроекты», — заявил он журналистам.
Политолог Ольга Крыштановская считает, что в инициативе о продлении срока президентских полномочий проявилась авторитарная сущность российской власти. «Демократии западного типа основываются на принципе сменяемости власти, а у нас всегда стремятся к тому, чтобы сделать свою власть безграничной. А поскольку это невозможно, то хотя бы растянуть ее как можно подольше», — отметила она.
Вариантов реализации предложенных президентом поправок может быть два, считает Крыштановская.
Согласно первому варианту, это будет сам Путин, который действительно вернется и будет править до 2024 года при премьере Медведеве.
Согласно второму сценарию Крыштановской, за оставшееся до следующих президентских выборов время будет сформирован «мини-СССР» в составе России, Белоруссии, Южной Осетии и Абхазии, и Путин станет руководить этим новым государством.
Политолог Алексей Макаркин полагает, что ранее 2011–2012 годов загадывать об адресате предложенных президентом реформ, преждевременно. «Вспомните, как до самого последнего момента Путин тянул с объявлением имени своего преемника», — напомнил собеседник «Газеты.Ru».
А политолог Станислав Белковский считает, что «речи о Путине сейчас уже не идет». «Безусловно, Медведев исходит из предположения, что все это делается под него», — полагает собеседник «Газеты.Ru». Впрочем, как бы то ни было, саму меру по увеличению срока президентских полномочий Белковский считает «правильной». «Давно было очевидно, что президент в России — это чуть больше, чем просто президент в демократической стране. Народное сознание представляет его как монарха, который стоит выше политической и правовой систем, и воспринимает его в качестве символа государственности и гаранта национального единства. Конечно, такой лидер не может оставаться у власти четыре года, потому что в этом случае он становится заложником выборов», — заявил Белковский.