«Черный список» включал 13 фамилий, среди которых были Мурат Зязиков и начальник его охраны, Муса Медов, племянник Медова Ибрагим Евлоев, начальник охраны министра, еще несколько охранников Медова, следователь ГОВД Назрани Шанхоев Джанбраил и сопровождавший Евлоева командир отделения ОМОНа Беслан Албогачиев.
Уже к понедельнику скандальный список убрали с видного места, а посетителей теперь встречает лишь некликабельный баннер «убийцы Евлоева» с фотографиями Зязикова и Медова.
Публикации оказалось достаточно для предположений о скорой волне терактов в республике.
Список превратился в главную тему пресс-конференции, которую по итогам поездки в Ингушетию дала председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева. Правозащитница поначалу заявила журналистам, что никакой связи между последними убийствами и покушениями в Ингушетии и «объявлением кровной мести» родственниками убитого владельца сайта «Ингушетия.Ru» Магомеда Евлоева нет. Более того, ингушские оппозиционеры, также принимавшие участие в мероприятии, дали понять, что никакой кровной мести объявлено и вовсе не было.
Как только журналисты, присутствовавшие на пресс-конференции, попытались сослаться на сообщения сайта «Ингушетия.Ru», в которых приводился список тех, кому объявлена кровная месть, а также новости, в которых сообщалось об объявлении мести, выступавшие заметно оживились и повысили тон.
«Это особая долгая процедура – объявление кровной мести! Это так быстро не делается!» — попытался убедить прессу член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев.
Отец Магомеда Евлоева Яхья Евлоев, в свою очередь, заметил, что кровная месть могла быть объявлена только «в порыве гнева», а Алексеева добавила, что Евлоевы — «интеллигентные современные люди» и не стали бы решать вопрос «средневековыми методами».
Наконец, ближайший помощник Магомеда Евлоева Магомед Хазбиев постарался объяснить, что публикацию на сайте неправильно поняли: речь шла только о возможности такого развития событий и что, возможно, сторонники Евлоева будут мстить перечисленным в списке.
Стоит напомнить, что об объявлении кровной мести президенту Ингушетии Мурату Зязикову и министру внутренних дел республики Мусе Медову Яхья Евлоев заявлял на митинге после похорон главного редактора «Ингушетии.Ru» и своего сына.
Как рассказал «Газете.Ru» главный редактор сайта «Кавказский узел» Григорий Шведов, объявление через сайт не может считаться действительным объявлением кровной мести, это «всего-навсего публикация».
«По информации, которая у нас есть, уровень их причастности к убийству Евлоева еще выясняется родственниками. А то, что озвучено на сайте, не соответствует мнению многих других людей», — пояснил Шведов.
По словам Шведова, процедура объявления кровной мести обязательно предполагает личную встречу и присутствие свидетелей: «Формально процедура объявления кровной мести заключается в том, что уважаемому человеку, как правило, старшего возраста делегируются полномочия для того, чтобы прийти во двор того человека, который считается причастным к убийству, и там напрямую высказать родственникам этой семьи решение о кровной мести. При этом должны присутствовать двое свидетелей». «По отношению к целому ряду людей из списка формального объявления кровной мести точно не было», — знает Шведов.
Впрочем, еще 2 сентября на сайте «Ингушетия.Ru» было опубликовано сообщение: «Сегодня представители тейпа Евлоевых во главе с отцом Магомеда Евлоева приезжали к Мусе Медову домой, но никого не было дома либо им не открыли дверь. Через наш сайт тейп Евлоевых официально объявляет о кровной мести Мусе Медову». «По сведениям «Кавказского узла», делегация от Евлоевых не попала в дом Медовых, и я не могу уверенно сказать, что объявление кровной мести по отношению к Медову состоялось», — рассказал «Газете.Ru» Шведов.
3 сентября, сославшись на одного из близких родственников убитого Ахмеда Евлоева, сайт сообщил, что к делегации от родственников Магомеда Евлоева вышли три родных брата Медова, и делегация объявила о начале кровной месте в отношении Мусы Медова.
Сайт уточняет, что в частных беседах министр признал факт объявления ему кровной мести, но публично по этому поводу ни разу не высказывался.
8 сентября президент Ингушетии Зязиков на вопрос об объявленной мести ответил, что «такого не слышал».
Однако в последнее время в республике произошел ряд покушений и убийств, которые пресса уже связала с «кровной местью» родственников Евлоева. Так, вечером 10 сентября в центре Назрани был расстрелян в собственном автомобиле двоюродный брат президента Ингушетии Мурата Зязикова руководитель автотранспортного хозяйства республики Бекхан Зязиков. В ночь на 11 сентября в селе Барсуки (муниципальный округ Назрани) из гранатометов и пулеметов обстреляли дом президента Ингушетии Мурата Зязикова, а также дома его родственников, находящиеся поблизости. 10 сентября было совершено покушение на ректора Института экономики и права Суламбека Халухаева. 11 сентября неизвестные покушались на его сына. 9 сентября в Назрани неизвестные из пистолета расстреляли у ворот собственного дома начальника отделения Пенсионного фонда РФ по Ингушетии Мусу Балкоева. Хазбиев рассказал «Газете.Ru», что вообще не знает этих людей и кому бы они могли помешать, но это точно не «кровная месть» за Евлоева.
«Я сомневаюсь в том, что сторонники Евлоева причастны к последним покушениям и убийствам в Ингушетии, — поделился мнением Шведов. — По данным «Кавказского узла», эти убийства вообще не имеют отношения ни к кровной мести, ни к боевикам, а связаны с другими причинами. В Ингушетии, как и в Дагестане, часто на «кровную месть» и терроризм списывают события, к ним не имеющие отношения».