Госсекретарь США Кондолиза Райс расставила в четверг все точки над i в вопросах российско-американских отношений. Выступив с речью в Германском фонде Маршалла в Вашингтоне, он подвергла Москву жесткой критике за военную операцию в Грузии, обвинив ее в авторитаризме и параноидальной агрессивности в отношениях c соседями.
Госсекретарь отмела мысль, что США прямо или косвенно воодушевляли Михаила Саакашвили на решительные действия в отношении Южной Осетии. По словам Райс, наоборот, Соединенные Штаты и их союзники «много раз пытались помочь обеим сторонам конфликта разрешить его дипломатически». «Я отправилась в Грузию всего за месяц до начала конфликта отчасти и по этой причине», — напомнила собравшимся глава американской дипломатии.
Из слов Райс также стало понятно — теперь в Вашингтоне признают, что к крупномасштабному военному конфликту в регионе привели действия Грузии, однако считают, что Тбилиси был спровоцирован югоосетинской стороной.
Ответ России «был печальным». Москва, по мнению Райс, воспользовалась случаем и начала «давно запланированную» атаку на Грузию, нарушив ее суверенитет и территориальную целостность. То, что в России называют «операцией по принуждению к миру», на самом деле обернулось «полномасштабным вторжением», считает госсекретарь.
Однако Москва показала этим лишь, что «огромное преимущество» российских вооруженных сил можно использовать, «чтобы наказать маленькую соседнюю страну». «Российские лидеры не достигнут своей главной военной цели — свержения правительства Грузии», — заметила Райс. Наоборот, почти весь мир сплотился вокруг Тбилиси.
«Грузия выжила. Ее демократия станет крепче. Ее экономика будет возрождена, а независимость – защищена. Однажды восстановится и ее военная мощь. И мы уже ждем дня, когда территориальная целостность Грузии будет мирным образом восстановлена», — пообещала Райс.
Россия, признавшая независимость Южной Осетии и Абхазии, оказалась в компании с Никарагуа и террористической организацией ХАМАС. Только эти два игрока на международной арене поддержали Москву, что вряд ли можно назвать «дипломатической победой».
«Анахроническая манифестация военной мощи России не сможет повернуть историю вспять», — отрезала глава госдепартамента, которая не забыла и о последнем поигрывании российскими мускулами – появлении стратегических бомбардировщиков дальней авиации РФ в Венесуэле. Она уверена, что прочный союз США со странами латиноамериканского региона, которые «жаждут лучшего образования, лучшего здравоохранения, лучших рабочих мест и жилья», ни в коем случае не будет поставлен под сомнения «парой стареющих бомбардировщиков».
«Российское положение в мире хуже, чем когда-либо, начиная с 1991 года. И цена этой выбранной самостоятельно изоляции оказалась велика. Сотрудничество между Россией и США в области мирного атома уже никуда не движется. Российские лидеры сами ударили по своей национальной экономике», — отчитала Кремль Райс.
Как дала понять глава госдепартамента, все к этому шло, причем уже давно. Российские власти «во все большей степени стали авторитарными внутри страны и агрессивными за ее пределами», считает Райс. Ее список претензий к Кремлю: «откат с личными свободами, выборочное применение правосудия, вездесущая коррупция на всех уровнях российского общества».
Но что, естественно, беспокоит главу госдепа как главу дипломатии, так это «параноидальный агрессивный импульс» Москвы, который заключается в том, чтобы «смотреть на рост свободных и независимых демократических соседей – особенно после так называемых цветных революций в Грузии, на Украине и в Киргизии – не как на источник безопасности, а как на угрозу российским интересам».
Правда, даже если «российские лидеры и делают несчастливый выбор, они все еще могут сделать и другой». Даже несмотря на то, что в Москве «просто не отвечают взаимностью» на желание Вашингтона и его союзников выстроить отношения с ней на партнерских отношениях, Запад и Россия «не ввязываются в новую «холодную войну». И невзирая на «авторитаризм их лидеров», жители России «сегодня пользуются плодами большего процветания, большими возможностями и, в некотором смысле, большей свободой, чем в царские или советские времена».
«Не так давно новый президент России представил позитивное и нацеленное на движение вперед видение будущего своего народа», — похвалила Райс Дмитрия Медведева. Это видение, по ее мнению, «принимало в расчет российские слабые стороны: сокращение населения, тяжелые проблемы со здравоохранением, нынешнюю неспособность создать высокотехнологичную диверсифицированную экономику… разрыв в качестве жизни между Москвой и Санкт-Петербургом…, с одной стороны, и остальной Россией».
«Это видение, — продолжила она, – призывало к укреплению законности и искоренения коррупции, инвестированию в российский народ, созданию возможностей не только для элит, но для всех российских граждан». Но для нее как для дипломата важно, что в этом «видении» оставалось место признанию, что «Россия не может позволить себе строить отношения с миром на основе антагонизмов и отчуждения».
Российским лидерам придется «преодолеть ностальгию по прошлым временам и примириться с тем, как работает власть в 21 веке», дала совет госсекретарь. «Решение только за Россией», — заключила свое выступление Райс.