Россия официально оформила отношения с Абхазией и Южной Осетией, чью независимость от Грузии она признала 26 августа и на чьей территории она продолжает держать войска, формально переставшие быть миротворческими. В среду в Екатерининском зале московского Кремля российский президент Дмитрий Медведев и его новые коллеги — абхазский лидер Сергей Багапш и югоосетинский президент Эдуард Кокойты — поставили свои подписи под договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Текст документов, готовившихся российским МИДом, для обеих республик одинаковый, и главный упор в нем делается на обеспечении безопасности новообразованных государств.
Собственно, «ключевой задачей текущего момента» Медведев и назвал оборону республик. «Подписанные договоры предусматривают, что наши страны будут совместно принимать необходимые меры для устранения угрозы миру и противодействовать проблемам в этой сфере», — подчеркнул хозяин Кремля.
Российский президент выступал откровенно. Москва, Сухуми и Цхинвали будут «оказывать друг другу всю необходимую поддержку, включая военную», провозгласил он, сославшись на 51-ю статью устава ООН, провозглашающую право на индивидуальную или коллективную самооборону.
Правда, виды и размеры военной взаимопомощи, как указывается в обоих договорах, еще предстоит определить через дополнительные консультации. Но с некоторыми важными вопросами президенты уже разобрались.
Военные базы
Согласно договорам, Россия получила право создавать на территории Абхазии и Южной Осетии военные базы. «В целях обеспечения безопасности договаривающихся сторон, а также мира и стабильности в закавказском регионе» стороны согласились «предоставлять… право строительства, использования и совершенствования ее вооруженными силами военной инфраструктуры и военных баз (объектов) на своей территории», говорится в договорах.
«Новой военной авантюры мы не допустим», — заметил Медведев, объясняя, что побудило его и его новых коллег включить такое положение в документы.
Сомневаться в том, что слова российского президента вполне соответствуют заявленной цели, не приходится. «Это послание Грузии и послание НАТО, ответ на недружелюбный тон, который они взяли в отношении России», — говорит директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. С ним соглашается и независимый политолог Дмитрий Орешкин, который признает, что «абхазский порт Сухуми, может быть, на что-то и сгодится Российской армии», но в Южной Осетии «нет никаких практических оснований оставлять войска». «Оттуда никуда не выберешься, кроме Грузии, и грузинский президент Михаил Саакашвили должен, по мысли России, помнить об этом», — заметил Орешкин.
Эксперты находят и другие аргументы в пользу того, чтобы пункт о широком военном сотрудничестве прописан непосредственно в договоре.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин отметил, что другого основания, кроме как размещение военных баз, для появления российских солдат в республиках нет. «Миротворческий формат был сломан сначала Грузией, начавшей штурм Цхинвали, а затем доломан Россией, признавшей независимость обеих республик», — объясняет эксперт.
Совместная охрана границ
В соглашениях также говорится о том, что границу республик, по сути, будет охранять Россия. «Охрана государственной границы (между Россией и Абхазией и Россией и Южной Осетией) будет осуществляться совместными усилиями… сторон, исходя из интересов их собственной безопасности, а также мира и стабильности в закавказском регионе», — говорится в тексте.
Такой порядок, как напоминает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, соответствует уже сложившемуся формату пограничного сотрудничества Москвы с другим ее близким союзником в регионе — Арменией. «Российские пограничники осуществляют охрану турецко-армянской границы и границы с Нахичеванской автономией Азербайджана, в то время как армянские силы сосредоточены на востоке, на спорных территориях вокруг Нагорного Карабаха», — указывает эксперт.
Двойное гражданство
В договорах, скрепленных тремя президентами, предвидится и заключение в дальнейшем соглашений о двойном гражданстве. Речь идет об осетинах и абхазах, которые захотят вступить в российское гражданство, хотя прямо на это и не указывается.
Москва также гарантирует действительность всех документов, выдаваемых властями признаваемых ею республик.
«На территории каждой из договаривающихся сторон признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления другой… стороны», — говорится в тексте. Россия также обещала гражданам Абхазии и Южной Осетии право на защиту на территории третьих государств. По словам Жарихина, это нормальная практика в международных отношениях, ведь «у России и Израиля тоже есть соглашение о двойном гражданстве», и «многие этим пользуются».
Экономическое сотрудничество
В «больших договорах» о дружбе между Россией, Абхазией и Южной Осетией говорится и об «эффективных мерах для поддержания и функционирования финансовой и банковской систем» двух республик. Стороны обязуются не только «в ближайшем будущем» объединить «энергетические и транспортные системы, а также системы связи и телекоммуникаций». Они собираются унифицировать гражданское и налоговое законодательство, а также объединить системы соцзащиты и пенсионного обеспечения.
Между строк читается, что официальной денежной единицей двух республик станет российский рубль, что, собственно, и подтвердил «Газете.Ru» советник югоосетинского президента Дмитрии Медоев.
«Тот факт, что на территории Южно Осетии основной валютой является рубль, упрощает взаимодействие между двумя странами в финансовой сфере», — признал он.
Для замдиректора Института стран СНГ и в этом нет ничего уникального. «В долларовой зоне находятся не так уж мало стран Карибского бассейна и Эквадор, а евро расплачиваются в Косово и Черногории, — напоминает он. — Это никого не удивляет».
Для Власова, возглавляющего в МГУ центр по изучению политических процессов на постсоветском пространстве, договоры — всего лишь «оформление уже сложившегося порядка вещей». «Экономика обеих республик настолько тесно зависит от России и рубль так давно является основной валютой в хождении, что по-иному просто быть не могло», — заверяет ученый.
«Говорить об этих договорах, по большому счету, нечего, — отметил, в свою очередь, директор Центра европейских исследований Тимофей Бордачев. — Они идут в контексте объявленного 26 августа признания Россией независимости двух республик».
Контекст этот прост: Россия оформляет свои отношения с двумя закавказскими республиками на правах победителя, считают эксперты.
Политолог Власов уверен: «Внешне заключенные договоры выглядит как протекторат, Россия берет Южную Осетию и Абхазию под экономической, финансовый и военно-политический зонтик». У его коллеги Александра Кынева
«сразу напрашивается аналогия договором с США о свободной ассоциации государств Тихоокеанского бассейна — Республикой Маршалловы Острова, Республикой Палау и Федеративными Штатами Микронезии».
«Эти страны в обмен на финансовую помощь со стороны США передают штатам решение вопросов обороны. При этом в качестве денежной единицы в ассоциированных государствах используется доллар. То же самое и в России. Ни Абхазия, ни Южная Осетия в силу своего экономического развития не потянут расходы существования в качестве самостоятельных государств. По сути, эти страны становятся регионами России, хотя формально остаются независимыми государствами», — рассказал политолог «Газете.Ru».
При этом оба они соглашаются, что подписание договоров в Москве — это «закрепление статус-кво». «Абхазия и Южная Осетия полтора десятка лет были не автономиями Грузии, а квазигосударствами, тесно привязанными к России», — заключает Власов.