Дипломатия
Во вторник Россия сделала еще один шаг для усиления статуса Абхазии и Южной Осетии как независимых государств. Глава МИДа Сергей Лавров обменялся нотами об установлении дипотношений с абхазским и югоосетинским коллегами Сергеем Шамбой и Муратом Джиоевым. Лавров уточнил, что Россия также согласовала с Южной Осетией и Абхазией проекты договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Завизированные договоры «определяют направление взаимодействия между странами», пояснил министр.
«Это обязывает нас в будущем соответствовать тем стандартам, которые заложены в нашей конституции. Мы заявили, что будем демократическим, правовым государством, и мы покажем миру, что способны это сделать, конечно, при помощи Российской Федерации», — заявил Шамба.
По словам Анатолия Адамишина, бывшего в 1998 году министром по делам СНГ, обмен нотами – «это выполнение тех обязательств, которые появились после признания Южной Осетии и Абхазии».
«Дипломатические отношения в таких случаях устанавливаются автоматом», — пояснил эксперт «Газете.Ru», отметив, что речь идет только о дипломатических отношениях, а не о консульских.
Дипотношения регулируются Венской конвенцией о дипломатических отношениях от 1964 года. В соответствии с этим документом главы дипмиссий согласовываются обеими сторонами. «Кандидатуры подобраны, вносятся на одобрение руководства», — заявил Лавров. Шамба и Джиоев также заверили, что уже подобрали кандидатов на должности послов в России. Ранее Джиоев заявил, что в Цхинвали уже даже выделено помещение под российское посольство.
По словам полпреда президента Южной Осетии в России Дмитрия Медоева, вопрос о посольстве будет обсуждаться в рабочем порядке с соответствующими органами в Южной Осетии. «Пока неясно, будет ли предоставлено какое-то здание или россияне захотят построить новое здание для посольства», — сообщил Медоев «Газете.Ru».
Имена послов пока не разглашаются. «Пока об этом говорить рано. Должна еще пройти необходимая процедура, каждый МИД должен представить свои кандидатуры, и после этого они будут согласованы», — рассказал «Газете.Ru» советник президента Южной Осетии Константин Кочиев. Он заверил, что все решится в ближайшие дни. Имена кандидатов Кочиев отказался называть, поскольку это «прерогатива президента».
Со своим выбором двум кавказским республикам определиться проще. И у Южной Осетии, и у Абхазии есть представительства в России, а Москва только обсуждала возможность создания аналогичных структур.
Подавляющее большинство жителей Абхазии и Южной Осетии уже и так являются гражданами России. «Будет двойное гражданство. Для России и Южной Осетии и Абхазии это абсолютно естественно. Есть масса факторов для этого, в том числе исторических, что наши республики стремятся к России», — сказал Кочиев.
Армия
Сотрудничество России и двух новоиспеченных государств, в первую очередь, затронет военную сферу. Об этом зашла речь на встрече президента Медведева и министра обороны Анатолия Сердюкова. Сначала Медведев напомнил о предстоящем выводе российских войск из зон безопасности и размещении там наблюдателей со стороны ОБСЕ и Евросоюза.
Однако одновременно с этим Медведев поручил Сердюкову «определиться, как обустроить там присутствие российских Вооруженных сил, как нам разместить наши военные базы».
Президент особо отметил, что инициатива в размещении баз на территории признанных только Россией и Никарагуа стран принадлежит не Москве, а руководителям Южной Осетии и Абхазии Эдуарду Кокойты и Сергею Багапшу соответственно.
По словам Сердюкова, он уже договорился, что Россия разместит в каждой из республик по 3800 человек. Однако никаких подробностей о структуре войск и их оснащении не сообщил.
Начальник службы информации и общественных связей СКВО (силы этого военного округа и должны быть, по идее, отправлены в Южную Осетию и Абхазию) Андрей Бобрун комментировать «Газете.Ru» слова Сердюкова отказался. Пресс-секретарь министра обороны Алексей Кузнецов тоже не стал распространяться на этот счет. «На сегодняшний день разговоры о структуре войск и местах их дислокации преждевременны. Ограничимся тем, что сказал министр обороны», — заявил Кузнецов «Газете.Ru».
Основой контингента российской армии станет 58-я армия, состоящая в основном из контрактников. Однако даже во время недавней войны с Грузией в военных действиях на территории ЮО, по свидетельствам самих солдат, участвовали и призывники.
Известны места дислокации военных баз в Абхазии и Южной Осетии.
В ЮО российские военные базы разместятся в поселке Джава и столице Цхинвали. Интересно, что еще в сентябре прошлого года Саакашвили обвинял Москву в строительстве военной базы в Джаве. Именно в этом поселке во время конфликта в Южной Осетии располагалось руководство тогда еще непризнанной республики.
Будущее местоположение баз в Абхазии Сердюков открывать не желал. По словам министра, российские солдаты «пока разместятся на местах, где были наши миротворцы», а «конкретные места, где они будут находиться», будут определены позже. Однако еще в конце августа источник агентства «Интерфакс» в военном ведомстве говорил, что российские базы будут созданы на месте бывших советских.
В районе Гудаут есть военный аэродром, где могут быть размещены десантно-штурмовая часть, авиация и средства ПВО. В Очамчире есть порт, пригодный для дислокации части кораблей Черноморского флота. В понедельник эту информацию подтвердил и президент Багапш, заявивший «Российской газете», что «будет строительство городков, домов, инфраструктуры на прежних базах в Гудауте и в Очамчирском районе».
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что в Южной Осетии будет создана стрелково-танковая база со смешанным контингентом: артиллерийским, зенитным и саперскими подразделениями. «Авиация, в том числе прописанная в Моздоке, вполне покрывает всю территорию Грузии», — сказал Цыганок. Кроме того, он напомнил, что в Очамчире есть «одна из лучших баз на Черноморье по ремонту судов, где в советское время была размещена и бригада пограничных кораблей». В Абхазии, по мнению эксперта, «может быть восстановлена одна из РЛС, ориентированная на Сочи».
Помимо регулярных российских войск на территории Абхазии останутся и миротворцы. Цыганок уверен, что основную силу будут представлять регулярные части. «Если на территории Грузии и ее бывших территориях и останутся миротворцы в полном смысле этого слова, то это будет контингент ЕС, размещенный в так называемой буферной зоне», — сказал военный эксперт.
Западу подобные шаги российского руководства не понравятся.
До начала конфликта между Россией и Грузией в Абхазии и Южной Осетии находились только российские миротворцы, наделенные мандатом СНГ. В ЮО находилась тысяча миротворцев, в Абхазии – 2500. Во время августовской войны общая численность российской группировки в обеих республиках оценивалась Москвой в 10 тысяч «штыков». Согласно мирному плану, выработанному Медведевым и президентом Франции Никола Саркози, все российские войска должны были вернуться на позиции, которые занимали до начала конфликта, то есть в автономиях их число не должно увеличиться.
Секретарь Совета национальной безопасности Каха Ломая назвал намерения России «продолжением незаконных действий в Абхазии и в Южной Осетии».
Экономика
Во вторник было подписано и соглашение о межправительственном сотрудничестве Абхазии, Южной Осетии и России, которое, по словам спикера парламента Абхазии Нугзара Ашубы, «позволит улучшить качество принимаемых законов, а также гармонизировать законодательство Абхазии и России». По его словам, «это очередной большой шаг для развития законотворчества, поскольку абхазское законодательство базируется на российском».
Эксперты говорят, что соглашение призвано легализовать экономические отношения между Москвой и двумя территориями.
«Раньше не существовало единого правового поля между Россией, Абхазией и Южной Осетией. Не было возможности легализовать финансовый и торговый оборот между сторонами, а спорить с тем, что стремление «гармонизировать законодательство Абхазии и России» вызвано в первую очередь экономическими отношениями с республикой, кто-то вряд ли станет», — рассказал «Газете.Ru» эксперт центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. «Понятно, что сейчас в Абхазию и Южную Осетию потянутся, например, российские инвесторы, и им надо быть уверенными, что они защищены. Абхазия теперь сможет активно подключиться и к подготовке Олимпиады-2014 в Сочи»», — подытожил Власов.
Некоторые крупные российские бизнесмены уже встали в очередь на оказание экономической помощи республикам. Во вторник же эту тему обсуждали Медведев и известный предприниматель Алишер Усманов. В частности, глава государства поддержал инициативу Усманова о создании фонда пострадавшим в Южной Осетии. «Это хорошая инициатива. И в ходе встречи на следующей неделе с бизнесом, а я туда обязательно приду, я поддержу эту инициативу», — подчеркнул Медведев. По предварительным данным, в стоимостном выражении фонд составляет 1 млрд рублей. Кроме этого Усманов сообщил, что намерен призвать бизнес-сообщество к созданию аналогичных фондов.