Президент Медведев и премьер Путин положительно отреагировали на итоги саммита Евросоюза
Илья Азар
Российские лидеры положительно оценили итоги саммита Евросоюза, посвященного событиям в Южной Осетии. Президент Дмитрий Медведев отметил «разумную и реалистичную позицию» ЕС, а премьер Владимир Путин нашел у Москвы и Брюсселя «точки соприкосновения». Стороны явно приготовились к достижению компромисса, и дальнейшего обострения отношений между Россией и Европой можно не ждать.
Российское руководство отреагировало на прошедший в понедельник в Брюсселе саммит Евросоюза только к вечеру следующего дня. Итогом специально созванного саммита стала довольно сдержанная критика действий российской армии на территории Грузии. ЕС не стал вводить в отношении Москвы санкции, ограничившись приостановлением переговоров по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве вплоть до полного вывода российских войск с территории Грузии.
Москва же уверенным тоном заявляет о завершении вывода своих войск с территории Грузии. Замначальника Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын во вторник отрапортовал, что «вооруженные силы России завершили вывод соединений и воинских частей из Абхазии и Южной Осетии на территорию России». Остающиеся на территории Грузии войска Россия называет миротворческими силами и выводить из зоны конфликта не собирается.
Раз все войска выведены, то нет и повода замораживать переговоры по соглашению о сотрудничестве и партнерстве с ЕС. Значит, по логике Кремля, вскоре отношения между Россией и ЕС придут в норму. По крайней мере, именно так можно оценить благостный тон вторничных комментариев российских лидеров — президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина.
Президент Медведев в интервью телеканалу Euronews похвалил «разумную и реалистичную позицию» Евросоюза, а Путин на пресс-конференции в Ташкенте нашел у России и ЕС «точки соприкосновения».
«Несмотря на определенную разделенность тех государств, которые входят в Евросоюз, по этому вопросу (отношения с Россией. – «Газета.Ru») возобладала разумная, реалистичная точка зрения, потому что ряд государств призывал к каким-то мифическим санкциям, наказаниям», — цитирует интервью Медведева агентство «Интерфакс». По мнению Медведева, то, что этого не случилось, «в интересах Европы и прежде всего Евросоюза».
Правда, президент все же обратил внимание, что в Европе «нет полного понимания того, какими мотивами руководствовалась РФ, когда принимала решение об отражении агрессии Грузии и когда принимала решение о признании Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых субъектов международного права». Однако, по мнению Медведева, это хоть и «печально, но не фатально». «В этом мире все меняется», — сделал философский вывод российский президент.
Гостивший у президента Узбекистана Ислама Каримова премьер был чуть менее благодушен, но все же вполне позитивен.
Поводом для оптимизма Путина стало употребление президентом Франции Никола Саркози слова «режим» в отношении грузинских властей.
«Это говорит о том, что это не демократическое государство, а режим личной власти, природа которого нуждается в рассмотрении. Ясно, что ничего демократического в нем нет и быть не может», — заявил Путин, отвечая на вопросы журналистов после встречи с Каримовым.
Путин рассказал, что внимательно смотрел итоговую пресс-конференцию саммита. От премьера не укрылось, что «Саркози, характеризуя политическую систему Грузии, упомянул словосочетание «режим Саакашвили». Премьер отметил, что в отношении Франции, Германии и Великобритании никто не говорит «режим Саркози, режим Меркель или режим Брауна». Именно в этом премьер увидел «базу для продолжения диалога с европейскими партнерами». «Я согласен с Саркози. Это уместно. То есть у нас есть точки соприкосновения», — заключил Путин.
Европа, не став жестко критиковать Москву, получила в ответ сдержанное одобрение. Судя по всему, стороны готовы к компромиссу, и на дальнейшее обострение отношений ни Кремль, ни Брюссель не пойдут.
По мнению члена научного совета Центра Карнеги Андрея Рябова, «обе стороны решили взять паузу и дают сигналы, что готовы на уступки». «И Евросоюз, и Россия понимают, что кризис в отношениях зашел слишком далеко, а на кону слишком много важных проблем, представляющих взаимный интерес», — сказал Рябов «Газете.Ru». По мнению эксперта, «они понимают, что жертвовать ими ради хоть и важного, но локального конфликта, не стоит».
Напомним, что итогом саммита Евросоюза, который был спешно созван в связи с событиями в Южной Осетии, стали решения отложить переговоры по согласованию нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с Москвой и перенести на неопределенный срок двухсторонний саммит, запланированный на 14 ноября в Ницце. Срок действия базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве истек еще 1 декабря 2007 года, и с тех пор попытки заключить новый договор неоднократно проваливались.