Митинг ингушской оппозиции, разогнанный ОМОНом, так и не возобновился. Во вторник утром акция протеста оппозиции в центре Назрани была прекращена штурмом. Как рассказал «Газете.Ru» адвокат сайта «Ингушетия.Ru» Калой Ахильгов, около пяти утра, воспользовавшись тем, что протестующие совершали утреннюю молитву, ОМОН начал разгонять оппозиционеров.
Сами омоновцы молитву не совершали, отметил Ахильгов. По его словам, среди них были только русские.
«Сейчас у нас есть информация, что на нас хотели пустить русских солдат, потому что, мол, все местные подразделения отказались идти против своего народа», – заметил адвокат. По словам Ахильгова, среди пострадавших от жестоких действий милиции есть женщины и старики.
Прокуратура Ингушетии, впрочем, информацию о жестокости милиции сразу же опровергла. Юрий Турыгин, прокурор Ингушетии, рассказал «Интерфаксу», что его сотрудники обзвонили все местные больницы, однако никуда за помощью раненые не обращались.
По словам руководителя оргкомитета общенационального митинга Магомеда Хазбиева, присутствовавшего на площади в момент штурма, пострадавшие от действий милиции были точно. Однако их количество не удалось установить пока даже самим оппозиционерам. «Ребята почти сутки простояли на улице и поэтому у всех разрядились телефоны, и мы не можем ни до кого дозвониться, чтобы узнать, кто ранен», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
По его словам, милиция начала разгон акции после 4 часов утра вторника. В это время многие участники акции начали расходиться по домам, чтобы поесть и вернуться обратно. «В месяц Рамазан, когда люди держат Уразу, можно есть только до утренней молитвы, а с 5 часов утра до 7 часов вечера есть нельзя», — объяснил Хазбиев. На площади, по его подсчетам, осталось около 100 человек:
«Они подогрели мясо, которое вчера варилось в котлах, покушали и затем начали делать утренний намаз. И в это время начали штурмовать».
Молодежь пыталась отбиваться от милиции бутылками, камнями и даже рекламными щитами, однако, после того как против них было применено оружие, были вынуждены освободить площадь: «Стреляли по ногам, поверх голов, ребята начали разбегаться, кричали, что в кого-то попали, но я до сих пор не знаю, в кого», — говорит Хазбиев.
Попытку продолжить акцию оппозиция предприняла во вторник. Митинг был назначен на 14 часов. Его планировалось продолжить на той же площади перед назрановской автостанцией, где он начался накануне. Однако в назначенный час акция не была начата, поскольку у ее участников возникли организационные трудности: «Если бы у нас был определенный штаб, место, где мы все могли бы встречаться. Нас любого могут убить в любой момент, поэтому нет вообще места, где мы можем спокойно собирать людей. Мы могли бы вывести весь народ, но нам приходится прятаться и собираться то в одном месте, то в другом, как на поле боя…», — рассказал «Газете.Ru» Хазбиев.
По его информации, площадь перед автостанцией в Назрани весь день была оцеплена милицией. В другом месте участники собираться не захотели, к тому же среди оппозиционеров распространилась информация, будто милицейская техника стягивается ко всем местам, подходящим для проведения массовой акции.
Впрочем, молодежь, пострадавшую в результате утреннего разгона митинга, милиция не пугала. По словам Хазбиева, она всерьез обсуждала возможность вооруженного сопротивления правоохранителям: «Мы прикладываем все усилия к тому, чтобы этого не случилось. Чтобы не допустить кровопролития», — рассказал он.
К вечеру, по информации «Газеты.Ru», митингующие собрались в трех разных местах, откуда были все же намерены выдвинуться к автостанции. Однако по неизвестным причинам до заката движение так и не началось. Впрочем, об отмене акции пока также ничего не сообщается.
Напомним, что стихийный митинг оппозиции начался в понедельник во время похорон одного из лидеров ингушской оппозиции Магомеда Евлоева. К траурной процессии из пятисот человек присоединились еще полторы тысячи митингующих. Митинг попытались блокировать сотрудники МВД республики, окружившие район и закрывшие проезд служебными автомобилями. Однако до столкновения или даже драки дело не дошло. А, по словам одного из организаторов митинга Магомеда Хазбиева, позже сотрудники милиции и вовсе выразили соболезнования семье погибшего и сами присоединились к собравшимся. Участники обвиняли в гибели Евлоева президента республики Мурата Зязикова и требовали его отставки.
Евлоев был застрелен 31 августа — вскоре после его задержания правоохранительными органами. По официальной версии в Евлоева случайно выстрелил один из его конвоиров, когда он попытался устроить «потасовку» с милиционерами.
Следственное управление при прокуратуре Ингушетии возбудило уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), однако сторонники Евлоева полагают, что его убийство было преднамеренным. Президент Ингушетии Мурат Зязиков назвал гибель оппозиционера «человеческой трагедией» и заявил, что расследование взято под особый контроль прокуратурой республики.