Впервые за все время конфликта России и Грузии Дмитрий Медведев приехал на Кавказ. До этого в зоне конфликта побывал только премьер-министр Владимир Путин. Президентский борт Медведева приземлился во Владикавказе ближе к вечеру понедельника. Глава государства сразу же направился на встречу с миротворцами, некоторых он наградил на месте за успех в боях. На встрече российский президент резко охарактеризовал действия грузинских властей.
«Мир убедился, что и в наши дни есть политические уродцы, которые в угоду своим конъюнктурным соображениям убивают людей, а свою собственную бездарность компенсируют самым ужасным способом — уничтожением целого народа», — заявил президент.
Медведев заверил награжденных военных в том, что российские власти «будут добиваться, чтобы это преступление не осталось безнаказанным».
Столь жесткий настрой президент демонстрировал целый день. Еще до приезда в Осетию глава государства побывал в Курске, где высказался о конфликте во время встречи с ветеранами Курской битвы. «Мы никогда не допустим, чтобы кто-то безнаказанно убивал наших граждан. Они будут получать сокрушительный ответ, – заявил Медведев. — У России есть возможности – и экономические, и политические, и военные — для такого ответа. Иллюзий на этот счет ни у кого уже не осталось». Похоже, что действия грузинского руководства произвели на Медведева огромное впечатление: «Агрессия со стороны грузинских властей, с которой мы столкнулись десять дней назад, не имеет примеров в истории». «Это за рамками понимания! Военная машина применяется против мирных граждан, в том числе которых иногда называют своими гражданами, и миротворцев», — возмущался глава государства.
Между тем Россия, в соответствии с обещанием президента, в понедельник приступила к отводу войск с территории Грузии. Возвращение на довоенные позиции – один из ключевых пунктов соглашения о мирном урегулировании конфликта между Россией и Грузией, подписанного президентами двух стран. За процессом отвода наблюдали корреспонденты российских информагентств. В частности, РИА «Новости» сообщило, что войска покидают Грузию пока небольшими партиями – по пять-десять машин. Заместитель начальника российского Генштаба Анатолий Ноговицын сегодня отказался дать прогноз о продолжительности этой процедуры: «Я могу точно назвать, когда начнется новый год, а точную дату отвода наших войск из зоны конфликта пока назвать не могу. Могу только сказать, что мы не с такой скоростью будем уходить, как входили в ночь с 7 на 8 августа для защиты российских миротворцев и жителей Цхинвала, которых уничтожали грузинские войска», — заявил он «Интерфаксу».
При этом российский Генштаб настаивает именно на формулировке «отвод войск», а не «вывод».
В Грузии не увидели «никаких признаков» ухода российских войск. «Никаких признаков вывода к этому времени не наблюдается. Они находятся там, где и были до сих пор», — заявил грузинским СМИ начальник информационно-аналитического отдела МВД Грузии Шота Утиашвили. Позже с призывом вывести войска к российским властям обратился президент Грузии Михаил Саакашвили. «Вы уже нанесли огромный ущерб нашей стране, большего вы не добьетесь. Ваше присутствие здесь лишено всякого смысла. Исходя из вышесказанного, я призываю и требую, чтобы ваши оккупационные войска немедленно покинули Грузию. Только после этого можно начать серьезный диалог и поиск выхода из тяжелого положения, только после этого можно предпринять конкретные шаги для того, чтобы наши страны не стали окончательно чужими друг другу», --шаманил Саакашвили во время телевизионного обращения.
Очередная порция взаимных обвинений последовала вскоре после полудня, когда стало известно, что российским и грузинским военным не удалось обменяться военнопленными. «Непосредственно при проведении переговоров грузинские представители выдвинули требования политического и военного характера, которые никак не связаны с процессом обмена военнопленными», — заявил помощник командующего войсками Северо-Кавказского округа Андрей Бобрун. По его словам, требования, не имеющие отношения к процессу обмена пленными, были заявлены грузинской стороной уже после того, как стороны миновали предварительную стадию переговоров. Как предполагала российская сторона, обмен состоится по принципу «список на список», при этом с российской стороны в списке на обмен значилось 11 человек, с грузинской – 5. Позже еще трое грузинских пленных обнаружились на территории Южной Осетии. Стороны обменялись списками и назначили обмен пленными на 12.15 понедельника.
Однако уже на финальной стадии грузины потребовали освободить некоторые территориально-административные пункты, а затем без объяснения причин покинули место встречи, утверждают российские военные.
Грузинские парламентеры выдвинули иную версию срыва переговоров: «На встрече с российскими представителями мы потребовали передачи полного списка грузинских военнослужащих, находящихся в плену у российских войск, однако нам передали фамилии только 12 из примерно 80 грузинских пленных, поэтому мы заявили протест и потребовали обмена по принципу «всех на всех», — рассказал «Интерфаксу» источник в грузинском МВД. Ту же версию, только без конкретных цифр, привел и заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия: «Мы призываем российскую сторону немедленно уточнить свой список и после этого осуществить обмен пленными по принципу «всех на всех».
Масла в огонь подлил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. В интервью Reuters он выступил категорически против присутствия в зоне грузино-осетинского конфликта международных наблюдателей, поскольку «они искажают правду». Гарантировать мир между Грузией и Южной Осетией, по мнению Кокойты, сможет только Россия, точнее, ее постоянная военная база: «Учитывая последнее заявление грузинской стороны о том, что операция по восстановлению территориальной целостности Грузии только начинается, а также о том, что после вывода российских войск Абхазия и Южная Осетия будут возвращены в состав Грузии, мы продумываем вопрос об обращении к России с предложением создать на территории Южной Осетии военную базу РФ на постоянной основе», — заявил югоосетинский президент «Интерфаксу». Российский Генштаб в лице Ноговицына в понедельник одобрил идею Кокойты, однако переадресовал этот вопрос политикам, поскольку принятие соответствующих решений остается именно за ними.