Отставка пакистанского президента стала итогом борьбы за власть в стране в последний год. За это время страна пережила множество терактов, убийство бывшего премьера и лидера оппозиции Беназир Бхутто, президентские и парламентские выборы. Именно итоги последних оказались фатальными для генерала Мушараффа: большинство в парламенте завоевала оппозиционная коалиция, разгромившая пропрезидентскую партию. Получив подконтрольное правительство, сторонники бывшего премьера Беназир Бхутто совместно с союзниками — «Мусульманской лигой Пакистана» и партией экс-премьера Наваза Шарифа — перешли в наступление на главу государства, объявив о намерении проголосовать за импичмент президенту. Кризис достиг пика как раз к понедельнику, когда было намечено голосование.
Мушарафф решил опередить противников, выйдя в эфир пакистанских телеканалов. Что именно собирался сказать президент Пакистана в своем обращении к нации, до конца ясно не было.
Существовали прямо противоположные версии: объявление о своей отставке или продолжение борьбы за президентское кресло, итогом которого стал бы роспуск парламента и новое военное положение в стране.
На прошлой неделе источник в окружении пакистанского лидера сообщил британскому изданию Financial Times о некой сделке между Мушаррафом и оппозицией. Суть договоренностей якобы состояла в том, что генерал добровольно уходит с поста президента, а взамен ему дают спокойно жить на его ферме в Исламабаде и не привлекают к суду.
Однако сам Мушарраф категорически опровергал эту информацию. Напротив, он заявил, что намерен дать отпор своим оппонентам. «Все обвинения, выдвинутые против меня Али Зардари, не имеют под собой ни малейших оснований. Я буду защищаться с фактами в руках и докажу, что все обвинения против меня ложны», — храбрился Мушарраф перед журналистами. Сейчас стало очевидно, что утечка в FT оказалась правдой.
Выступая перед пакистанским народом, президент очень долго говорил о политической стабильности и необходимости решения экономических проблем и вопросов безопасности.
Речь продолжалась почти полтора часа: Мушараффу явно хотелось выговориться напоследок.
И лишь к концу выступления стало очевидно, что президент выбирает безопасную жизнь на ферме в Исламабаде, а не бесперспективную борьбу. «После консультаций со своими советниками и близкими политическими союзниками я принял решение уйти в отставку, – отметил Мушарраф, добавив, что надеется на процветание Пакистана. – Заявление о моей отставке будет передано спикеру Национальной ассамблеи сегодня». «Народ Пакистана заслуживает большего», – отметил Мушарраф.
Вероятно, решающую роль в его последнем слове сыграла позиция военных. Армия отказала в поддержке бывшему генералу Мушаррафу, популярность которого стремительно падала с 2007 года. Оппозиция обвиняла его в коррупции и незаконном приходе к власти, разгуле исламского экстремизма и обострении ситуации на границе с Афганистаном.
Между тем с самого начала бывший генерал пакистанской армии, пришедший к власти в 1999 году в результате военного переворота, находился у власти благодаря поддержке военных. Однако, по словам представителей командования, армия ничем не смогла бы помочь президенту в случае объявления импичмента.
Свергнув гражданское правительство Наваза Шарифа в 1999 году, Мушарраф, по сути, сам провозгласил себя сначала главой исполнительной власти, а затем и президентом Пакистана. В 2002 году он успешно прошел референдум по продлению своих президентских полномочий на пятилетний срок. В октябре 2002 года состоялись первые после переворота парламентские выборы, после чего кабинет министров сформировали сторонники Мушаррафа. Последние выборы президента в октябре 2007 года Мушарраф выиграл (а в ноябре сложил с себя армейские полномочия, став гражданским лидером) за неимением реальных соперников – вожди оппозиции не были допущены к участию в выборах. Нынешние полномочия Мушаррафа формально истекают только в 2012 году.
Однако победу на парламентских выборах в феврале 2008 года одержала Пакистанская народная партия (которую после смерти Беназир Бхутто возглавил ее муж – Асиф Али Зардари) и «Мусульманская лига Пакистана». Партии создали коалицию и в августе 2008 года предложили Мушаррафу добровольно уйти в отставку, пригрозив импичментом.
После отставки Мушараффа наблюдатели прогнозируют непредсказуемое развитие событий. Ситуация в Пакистане крайне взрывоопасна, отмечает эксперт московского центра Карнеги Алексей Малашенко. «После его ухода исламисты оказались беспризорниками, — заявил политолог «Газете.Ru». – Пока был Мушарраф, исламисты с ним считались. А сейчас они могут ворваться в образовавшийся зазор». «Пакистан сейчас как автомобиль, несущийся на скорости: если не сбавит скорость, проскочит яму, а если замедлится – то попадет в эту яму», — опасается Малашенко. Главный вопрос для Пакистана сейчас состоит в том, удастся ли прозападному гражданскому правительству удержать власть в стране.