В пятницу российский Генштаб объявил об окончательном завершении операции по принуждению к миру Грузии. По словам заместителя начальника Генштаба Анатолия Ноговицына, пять из шести пунктов мирного соглашения между Россией и Грузией выполняются: «Первый принцип — не прибегать к использованию силы — соблюдается принципиально. Второй — окончательно прекратить военные действия. Я вам ни об одном выстреле сегодня ничего не сказал. Они прекращены», — передал слова военного «Интерфакс». Нет проблем и с выполнением третьего пункта соглашения — обеспечения свободного доступа гуманитарной помощи на пострадавшие территории, отметил Ноговицын. Пока выполнение этого пункта обеспечивают только военные, но в ближайшее время к ним должен присоединиться международный Красный Крест. Переговоры об условиях его работы в зоне конфликта должны начаться в пятницу.
По словам Ноговицына, выполняется также четвертый пункт соглашения, предписывающий грузинским войскам вернуться на доконфликтные позиции.
По поводу этого вопроса есть разночтения даже внутри Российской армии. Так, судя по имеющимся свидетельствам, российские войска остаются непосредственно в Грузии, вблизи Поти и Гори, где уничтожают грузинскую военную технику.
Это подтверждали в том числе российские генералы в зоне конфликта.
Пятый пункт — возвращение российских войск на линию, предшествовавшую началу конфликта, — выполнен полностью, сообщил представитель Генштаба. Шестой же пункт — обеспечение международных гарантий безопасности — судя по всему, оказался вне власти российского генерала.
Российские миротворцы в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями принимают дополнительные меры безопасности, добавил Ноговицын.
Тем не менее безопасность Южной Осетии и Абхазии, то есть выполнение шестого пункта соглашения, в Генштабе не наблюдают.
«Мировое сообщество, конечно, сейчас активно это обсуждает. В том числе прогнозы строятся на будущий облик миротворчества, но пока, в какой форме он будет представлен, я затрудняюсь вам сказать», — сказал Ноговицын.
По данным военной комендатуры Цхинвали, столица непризнанной Южной Осетии постепенно оживает. Там еще не отменен комендантский час с 18.00 до 6.00, однако уже восстановлена работа хлебозаводов. В то же время, как рассказал журналистам официальный представитель комендатуры, не работает пока ни один магазин и не возобновлено хождение денег. «Все необходимое возвращающиеся жители Цхинвали получают бесплатно», — уточнил он.
В свою очередь, Ноговицын пригрозил жестким наказанием мародерам, одновременно опровергнув появившуюся в СМИ информацию о расстреле двоих из них накануне. «Есть статья в международном праве, касающаяся мародерства, она весьма суровая. Нет ничего более гнусного, когда или с погибших снимают что-то ценное, или грабят недоразрушенные дома», — заявил представитель Генштаба. Он категорически отверг возможность того, что убить мародеров могли российские миротворцы, хотя и не исключил, что самосуд над ними могли учинить местные жители.
Также Новоговицын опроверг еще одно обвинение в адрес российских военных — в использовании кассетных бомб против грузинского населения. По данным Human Rights Watch, жертвами этих бомб стали 11 человек.
При этом, как сообщили правозащитники, бомбы были применены за два дня до начала операции российских войск в зоне грузино-осетинского конфликта — 6 августа. «Я считаю, что заготовки по лжи и компроматам уже исчерпаны. Мы не применяем эти кассеты, в этом не было необходимости, тем более 6 августа», — заявил военный. Грузия, кстати, уже потребовала международного расследования факта применения кассетных бомб — оружия широкого поражающего действия, которое считается негуманным и опасным в первую очередь для мирного населения. Ранее в использовании кассетных бомб, в частности в Ираке, обвиняли и американские войска.
Между тем российские власти и миротворцы в пятницу продолжили подводить печальные итоги пятидневной войны на Кавказе. В частности, стало известно, что в рамках расследования уголовного дела по факту агрессии Грузии в отношении Южной Осетии Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ признал потерпевшими 2136 человек. В свою очередь, южноосетинские спецслужбы выдвинули предположение, что потери грузинских военных в ходе конфликта в Южной Осетии и Абхазии могли превысить 5000 человек, а не 175, как сообщается официально.
Российские миротворцы изъяли на территории Южной Осетии 1728 единиц оружия, сообщил Ноговицын. Кроме того, в зоне конфликта изъято большое количество автомобильных дипломатических номеров с опознавательными знаками Украины, добавил представитель Генштаба. Откуда они взялись и для чего их предполагалось использовать — пока неясно. «С этими номерами можно свободно перемещаться, имея статус неприкосновенности, как по территории Грузии, так, я полагаю, и на территории Абхазии, и на территории Южной Осетии. Их достаточно много, это говорит о том, что существовала система подготовительная, миссионерства с украинской стороны», — предположил Ноговицын.
Примечательно, что, несмотря ни на что, российские военные, похоже, решили не идти в авангарде дипломатической войны, доставшейся России в наследство после боевых действий. По крайней мере, по словам Ноговицына, российские войска продолжают готовиться к совместным учениям с НАТО в Средиземном море, несмотря на заявление анонимного источника в блоке о нежелательности присутствия на них сторожевого корабля «Ладный». Как выяснилось, НАТО эти слова никак пока официально не подтвердило.