«Единая Россия» посмертно вручила Александру Солженицыну своего рода партийный билет. Партия объявила о включении великого писателя в число своих «идеологов». Сам нобелевский лауреат не раз заявлял, что ему претит вообще идея партийности, тем более идея «партии власти».
«Единая Россия» объявила, что идеология недавно скончавшегося писателя, нобелевского лауреата Александра Солженицына близка партии парламентского большинства, и подумывает над тем, чтобы сделать автора «Архипелага ГУЛАГ» одним из главных своих идеологов.
«Александр Исаевич мог бы стать одним из идеологов российского развития, на которого могла бы сориентироваться партия «Единая Россия»», — сказал заместитель секретаря президиума генерального совета партии Юрий Шувалов. Свежая идея была высказана в четверг на совместном заседании партийных дискуссионных клубов. Главными темами обсуждения стала война в Южной Осетии, 100 дней Дмитрия Медведева и духовное наследие Александра Солженицына.
Представитель социально-консервативного клуба, глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев сообщил, что «от нас ушел человек, который был основоположником современного консерватизма».
«Мы консервативная партия, у нас консервативная идеология в том понимании, в каком консерватором был Солженицын», — уверяет Исаев.
Неизвестно, что бы ответил сегодня на столь щедрое предложение сам Александр Солженицын, но свою позицию насчет партийной идеологии он высказывал недвусмысленно и неоднократно. В статье «Как нам обустроить Россию» 1990 года великий правозащитник пишет: «Принцип партийности уже подавляет личность и роль ее, всякая партия есть упрощение и огрубление личности. У человека — взгляды, а у партии — идеология». »...Недопустимо вмешательство партий в производственный, служебный, учебный процесс: это все вне политики. ...Во всех ступенях государственного представительства, снизу доверху, воспрещается образование партийных групп.
И, само собой, перестает существовать понятие «правящей партии»,
— написано в другой части этого произведения.
В 2005 году в интервью телеканалу «Россия» живой классик раскритиковал работу современного российского парламента: «Что такое вообще парламент, и зачем он нужен?» — вопросил писатель. По его словам, парламент – это народное представительство, и оно может быть действительно народным, если избиратели знают, что делает их представитель. «Избиратели должны знать, как их представитель что делает. И как только им недовольны, отозвать его. Это же естественный демократический прием — отзыв депутата. Не то делаешь — отзыв, поменяли. А у нас на четыре года выбрали, все, отдыхай, Ванька, четыре года обеспечены». Также писатель высказался против формирования парламента по партийным спискам и против партий, так как «всякая партия вообще ущемляет, ущербляет индивидуальность человека. Она втискивает его в программу, устав партии».
А в своем последнем интервью российской прессе в апреле 2006 года он сказал, что партии – вообще «неестественная для нас форма».