Российские войска вступили в столицу Южной Осетии. Министерство обороны подтвердило днем в пятницу, что на помощь российским миротворцам отправлено дополнительное подкрепление. «Безнаказанной гибели наших соотечественников и миротворцев мы не допустим», — говорится в сообщении военного ведомства.
«В регион в помощь миротворцам направлено дополнительное подкрепление, которое окажет помощь в прекращении кровопролития», — сообщило Управление пресс-службы и информации Минобороны. «Российским миротворцам, гражданам Российской Федерации, которые находятся на территории Южной Осетии, и гражданам самой непризнанной республики будет оказана необходимая помощь.
Ранее, по свидетельствам очевидцев, военизированная колонна прошла Рокским тоннелем на границе России и Южной Осетии и взяла направление на Цхинвали.
Об этом говорил и грузинский президент Михаил Саакашвили, объявивший, что 150 российских танков совершили «однозначное вторжение на территорию нашей стороны».
Он объявил, что силами грузинской ПВО в небе его страны сбиты два российских истребителя. «Ни о каких сбитых российских самолетах не может быть и речи. Это очередная информационная провокация», — отрезали в Минобороны РФ. По каналам Reuters также проходила информация о том, что российские бомбардировщики атаковали грузинскую авиабазу в Вазиани, но подтверждений тому пока не поступало.
Так на практике были реализованы слова российского президента, объявившего сегодня, что «Россия была и останется гарантом безопасности народов Кавказа». В не меньшей степени это касается и резких заявлений премьера Владимира Путина, который заявил в Пекине, что нападение Грузии на Южную Осетию, «конечно, будет вызывать ответные действия».
Дмитрий Медведев по итогам заседания Совбеза РФ также охарактеризовал действия Грузии как «агрессию против российских миротворцев и мирных жителей». Тбилиси не только несет ответственность за жертвы среди гражданского населения, но и довел ситуацию до того, что грузинские миротворцы, призванные поддерживать безопасность в самопровозглашенной республике, «стреляли по российским миротворцам», своим коллегам, заметил Медведев.
До этого казалось, что с независимой Южной Осетией уже покончено.
По сообщениям всех агентств, Цхинвали практически полностью разрушен в результате артобстрелов, шедших более 14 часов без перерывов, и бомбардировок грузинскими ВВС. Та же участь постигла и большинство осетинских сел в окрестностях столицы непризнанной республики.
Власти Грузии даже принялись за организацию в захваченном городе лояльной администрации. «Мы обещаем полную амнистию и гарантии безопасности всем сдавшимся, а также их размещение на подконтрольной грузинской стороне территории», — сказал глава временной прогрузинской администрации Южной Осетии Дмитрий Санакоев.
Как юридически будет оформлено военное присутствие России в Южной Осетии, пока неизвестно. Но Совет федерации РФ, как уже писала «Газета.Ru», при необходимости готов собраться в экстренном порядке и рассмотреть вопрос об отправке в зону конфликта контингента российских военнослужащих.
Об этом заявил глава комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров. Санкцию на использование российских войск за границей выдает СФ.
Напомним, в горячую стадию грузино-югоосетинский конфликт начал переходить 1 августа, когда поступили первые сообщения о боевых столкновениях. Однако до четверга, 7 августа, говорить о том, что на Кавказе вновь разгорелась «большая война», было нельзя. В ночь на пятницу грузинские подразделения перешли от артобстрелов к прямому вторжению, захватив ближайшие к Цхинвали осетинские села и предприняв попытку взять под контроль саму столицу.
В тот же день всеобщую мобилизацию объявил президент Грузии Саакашвили, заявивший, что
«только так мы сможем спасти нашу страну».
Тогда госминистр по реинтеграции Грузии Темур Якобашвили пообещал полностью взять под контроль Южную Осетию уже в «самом скором времени».
Усилия международного сообщества, направленные на мирное урегулирование конфликта, ни к чему не привели.
На ночном экстренном заседании Совбеза ООН, созванного по требованию России, никаких документов принято не было. Соединенные Штаты фактически отказались осуждать, как на том настаивала Москва, действия Грузии в районе конфликта.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», не сомневается, что Россия преодолела первую неуверенность, которую у нее вызвали «горячие новости» из Южной Осетии. «Неужели Россия не предполагала, что Саакашвили рискнет? Эта странная растерянность не свойственна ни политическому, ни военному руководству. Видимо, мы отвыкли от бардака вроде того, что был во время чеченского конфликта. Такое ощущение, что все это стало неожиданностью для Кремля», — размышляет эксперт информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. С ним соглашается министр по делам СНГ в 1998 году Анатолий Адамишин. «Грузины в Южной Осетии сыграли слишком азартно, и это большой просчет с их стороны — слишком многое поставлено сейчас на карту», — уверен карьерный дипломат.