Президент Дмитрий Медведев не успел еще сформировать свою команду – в основном он сотрудничает с командой своего предшественника Владимира Путина. Таковы выводы представленного в среду исследования «Мониторинг российской политической элиты», проведенного центром изучения элиты Института социологии РАН под руководством доктора социологических наук Ольги Крыштановской.
Более 80% сотрудников администрации президента и более 70% сотрудников правительства составляют чиновники, назначенные еще во время президентства Путина. Как напомнила Крыштановская, Медведев ввел двух своих ставленников в правительство и столько же в АП.
«Пока он находится в недрах номенклатуры Путина. Потому когда звучат предположения о конфликте между Путиным и Медведевым, мне хочется задать вопрос: а Медведев такой недальновидный, что будет выступать против своего наставника, не имея собственной команды? Сейчас президент не может ни страной управлять, ни реформы проводить», — пояснила Крыштановская.
Кроме того, полагают авторы исследования, Медведев оказался заложником своего положения преемника. «Любое самостоятельное начинание Медведева может быть воспринято как шаги против Путина. Например, занялся новый президент коррупцией, а кто-то интерпретирует это так, что он указывает на коррупцию, которая процветала при Путине, то есть борется против своего наставника», — считает Крыштановская. — Скорее всего, дело в том, что Путин просто отошел в сторонку, чтобы дать возможность молодому соратнику сделать что-то в тех сферах, в которых тот компетентен. А не всем это нравится».
Впрочем, как напомнила социолог, Путин после первого избрания в 2000 году завершил формирование своей команды только в 2003 году.
В целом ее состав не изменился, и именно она занимает сейчас руководящие посты. Именно при Путине во власти появилось огромное количество выходцев из силовых и правоохранительных органов.
В администрации президента в 2007 году более 66% сотрудников — выходцы из силовых и правоохранительных органов, 37% из них работали конкретно в спецслужбах (ФСБ и структурах на ее базе). В администрации Медведева первый показатель сократился до 62%, из которых 33% — выходцы из ФСБ и других структур. В правительстве, наоборот, сейчас появилось много бывших сотрудников силовых органов – 52% в 2008 году против 37% в 2007 году.
«Это говорит о том, что Путин – центр команды силовиков. Медведев же больше ориентируется на другие группы, в частности, юристов», — пояснила Крыштановская.
Еще одной значительной группой, на которую опирался Путин, были бизнесмены. В администрации бывшего президента работали 29,4% людей, имевших опыт работы в экономических структурах. С приходом в Кремль Медведева этот показатель еще вырос — до 35%.
Другой особенностью президентства Путина стало появление немалого количества чиновников в советах директоров компаний с участием государственного капитала. «Только 6% членов советов директоров – не чиновники», — уточнила социолог. По ее данным, 73,6% — это чиновники в ранге министров, их замов и других сотрудников ведомств. Некоторые из этих людей входят в совет директоров не одной компании, а сразу нескольких – есть и такие, кто влияет на управление 25 компаний (замруководителя Росимущества Глеб Никитин). Из числа чиновников, участвующих в бизнесе, 27% — выходцы из силовых органов и 8% — из администрации президента.
При новом президенте появляется новая тенденция в образовании чиновников. «При Путине впервые 100% чиновников высших органов власти стали обладателями высшего образования», — рассказала Крыштановская. При этом явно была мода на получение второго высшего образования, в первую очередь так называемого политического, а также немалое число чиновников обладало учеными степенями – этим могли похвастаться по 40% как в АП, так и в правительстве. «Это было модно», — комментирует эксперт. Сейчас, отметила социолог, ситуация изменилась, и количество чиновников с ученой степенью начало сокращаться.