Назначение Сергея Кисляка на вакантную должность посла России в США ожидалось, однако соответствующий указ президента Дмитрия Медведева появился на сайте МИДа только во вторник. Кисляк до этого момента занимал пост замминистра иностранных дел, а также являлся главой российской делегации на переговорах «шестерки» по Ирану.
В сферу ответственности Кисляка во внешнеполитическом ведомстве входили отношения со странами Северной и Латинской Америки, вопросы участия России в «восьмерке», международной безопасности и разоружения, в частности система ПРО. Напомним, что 2 июня предыдущий посол России в США Юрий Ушаков был освобожден от должности и вскоре назначен на пост замруководителя аппарата правительства Владимира Путина, где курирует вопросы внешней политики.
Новый посол планирует приступить к исполнению своих обязанностей в ближайшие месяцы. Как заявил Кисляк РИА «Новости», пока не решено, кто вместо него будет курировать в российском внешнеполитическом ведомстве тему ПРО и переговоры с Ираном в формате «шестерки». Однако можно предположить, что дипломат и на новом посту продолжит вплотную заниматься проблемой создания в Восточной Европе американской системы ПРО. Кисляк также заверил журналистов, что на новом посту он будет стараться обеспечивать всестороннее развитие российско-американских отношений.
Если Кисляк и не лукавит, говоря о намерении развивать сотрудничество между Москвой и Вашингтоном, то в МИДе его мнение существенно корректируют. Всего через несколько часов после публикации указа о назначении Кисляка послом в информагентствах появились программные заявления «источника в МИД России» о российско-американских отношениях.
Утечка была очевидным образом приурочена к назначению нового посла и описывала суть его действий в отношении Америки.
Дипломат-аноним очень резко прошелся по внутренней ситуации в США, пообещав Америке «полномасштабный кризис существования». Он также высказал предположение, что общение Москвы и Вашингтона стоило бы урезать. «США стоят на пути крутых болезненных перемен. Для начала им надо будет научиться жить по средствам», — цитирует дипломата «Интерфакс». По словам источника, уменьшение взаимозависимости между Россией и США могло бы быть полезным. «Мы можем в перспективе дойти до момента, когда мы сможем себе позволить перестать вести обсуждение по существу только тех вопросов, которые интересуют американцев», — сказал дипломат. Он добавил, что Россия и США «не враги», и, «к сожалению, еще не друзья, но все меньше и меньше зависимы друг от друга».
Предыдущий посол Ушаков, который работал в США с 1999 года, не отличался мягкой позицией и считался во многом одиозной фигурой. По мнению многих аналитиков, отставка Ушакова и перевод его на работу в правительство могут быть связаны с разделением внешней политики на «президентскую» и «премьерскую». Однако таинственный источник в МИДе во вторник заявил, что «внешнюю политику бессмысленно делить на политику Медведева и политику Путина». Впрочем, он не стал скрывать, что новый премьер будет уделять внешнеполитическим вопросам большое внимание. «В роли премьер-министра Владимир Путин может быть даже более влиятельным в области внешней политики, так как он занимается реальным делом, тем, какой Россия будет через 5–10 лет», — сказал дипломат.
Резкие заявления российского МИДа, по-видимому, должны стать предупреждением властям США о том, что взгляд Кремля на российско-американские отношения и роль двух стран в мире остается весьма негативным. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты к заявлениям российского МИДа отнеслись критически. Впрочем, политологи не согласились друг с другом в том, будут ли у них какие-либо серьезные последствия.
Директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Злобин в интервью «Газете.Ru» не пожалел красок.
Заявления, прозвучавшие со Смоленской площади, он назвал и «неумными», и «несвоевременными», и «не учитывающими американские реалии», равно как и «характер российско-американских отношений».
«Всякий раз назначение нового посла должно способствовать улучшению отношений между двумя странами. Посол лично должен импонировать руководителям принимающего его государства, а если новости, подобные той, что пришла сегодня из Москвы, совпадают с приездом нового посланника, то, считайте, его миссия обречена на неудачу», — добавил Злобин.
Что касается пассажа о повестке дня, где, как считают в российском МИДе, свои условия диктуют американцы, то и здесь собеседник «Газеты.Ru» не скрывает своего удивления. «Говорить, что Вашингтон вел переговоры с Москвой только по тем вопросам, которые интересуют США, во-первых, глупо, потому что это не так, а во-вторых, это что, упрек послу Ушакову, который все это время был человеком Путина?», — недоумевает аналитик.
В то же время член экспертного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко не видит у сегодняшних заявлений серьезных последствий, называя риторику российского МИДа «ритуальными танцами». «Можно признать, что положение американцев не блестящее, они завязли в Ираке и Афганистане, а дела с их экономикой далеко не в порядке, но у них всегда будет выбор, реальная альтернатива для решения тех или иных проблем.
А вот в Москве попросту не знают, как себя вести во внешней политике, и здесь всегда чувствуется внутренняя неуверенность, что те или иные заявления и инициативы правильны», — рассуждает эксперт.
Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов сразу же заявил, что относится к «громам и молниям», произведенным Смоленской площадью, «не слишком серьезно». Как и Малашенко, он видит здесь «признаки борьбы наверху», признавая, что «слишком много у нас развелось внешнеполитических стратегов». По его словам, «одно дело заявлять «мы сильные», «встали с колен» и «никому не позволим» — и это предназначено для внутренней аудитории, другое — решать с Америкой совместные реальные задачи».
Кроме того, Москва таким образом начинает диалог с будущей администрацией США, которую возглавит либо республиканец Джон Маккейн, либо, что вероятнее, демократ Барак Обама.
Их взгляды на российско-американские отношения, кстати, различаются. Кандидат в президенты США от Республиканской партии сенатор Джон Маккейн опять призвал исключить Россию из «большой восьмерки». Кандидат в президенты США подчеркнул, что Россия стала «автократией», и пообещал в случае победы на выборах добиться исключения России из «восьмерки», в которой состоят лишь демократические страны. Обама же ранее заявлял, что изгонять Россию из «восьмерки» нельзя, так как это может привести к распространению ядерного оружия.
По мнению российского МИДа, высказываниями Маккейна отношения России и США «испытываются на прочность». «Мы готовы к любому развитию событий. Мы можем себе позволить не иметь вообще никаких отношений с теми или иными партнерами, если им так хочется», — заочно ответил сенатору источник в МИДе.
Малашенко согласен, что откровения российского внешнеполитического ведомства рассчитаны на участников американской президентской гонки. Но при этом они «рассчитаны на мышление людей типа Маккейна», а не на Обаму. Последний, «новый человек новой эпохи», не боится показаться «очарованным», говорит аналитик, по мнению которого, было бы «интересно посмотреть, как Москва будет выкручиваться, общаясь с ним».
Злобин же не видит смысла считать громкие заявления из России посланием, обращенным к будущей администрации США, которую возглавит или Обама, или Маккейн.
«Если в Москве считают, что они сейчас напрямую разговаривают с будущим президентом, то это еще раз показывает, насколько здесь далеки от понимания американских реалий», — считает Злобин.
По мнению Злобина, «сейчас оба политика заняты только вопросами, которые беспокоят американских избирателей, и будут делать только те заявления, которые понравятся американским избирателям». «Они будут говорить: «Россия не готова разговаривать с нами, не готова к переговорам, она понимает только язык силы», и у обоих американских политиков, образно говоря, будет большое желание словесно «дать по зубам», — рассуждает Злобин.
Коновалов считает, что заявления источника в МИДе в США никого не напугают, поскольку ориентироваться в первую очередь следует на обнародованную в июле «Концепцию внешней политики РФ». «В ней сказано, что Россия вместе с США и Евросоюзом отвечают за построение евроатлантического пояса безопасности от Ванкувера до Владивостока, и в ней сказано, что Россия вместе с США должны построить отношения стратегических партнеров, отказавшись от стереотипов «холодной войны», — напоминает эксперт. «Я верю президенту, а не тирадам какого-то источника в министерстве», — отрезал Коновалов.