Представители прокремлевских молодежных движений, встречавшие в пятницу делегатов съезда Российского народно-демократического союза еще у железнодорожной платформы подмосковного Голицыно, на следующий день попыток прорваться в зал заседаний не предпринимали, ограничившись пикетированием здания, где проходил форум. В руках они держали плакаты «Касьянов – наш президент!» и откровенно издевательские лозунги, среди которых «Нефть – за 20 долларов, Курильские острова – Японии». Внутрь их, естественно, никто не пускал, так что начало работы съезда прошло в весьма благостной обстановке.
Заседание открыл председатель РНДС Михаил Касьянов. Он появился в полутемном зале, где только что завершилась демонстрация довольно продолжительного агитационного ролика организации. Войдя в свет одинокого софита, он живо напомнил президента Владимира Путина в момент исторического выступления последнего в московских «Лужниках» 21 ноября прошлого года. По-видимому, Касьянов тоже ощутил это сходство, и оно ему не понравилось. «Включите свет, пожалуйста», — попросил он невидимых операторов. Те послушались, но направленный на небольшую трибуну постмодернистского вида софит так и остался включенным.
Быстро покончив с формальностями вроде выборов председателя и секретаря съезда – ими стали соответственно Константин Мерзликин и лидер тверского отделения движения Александр Романов, — а также счетной и редакционной комиссий, собравшиеся в количестве 116 человек приступили к прослушиванию доклада своего председателя. В отличие от большинства действующих российских политиков, бывший премьер не читал свой доклад по бумажке, поэтому у него было гораздо больше времени для знакомой избирателям несколько начальственной жестикуляции и воинственного вздергивания подбородка. Лидерский тон Касьянов взял по праву – его кандидатура на пост председателя единственная. Выборы председателя и президиума назначены на субботний вечер.
Поздравив соратников с двухлетием существования РНДС, Касьянов констатировал, что время это было потрачено не зря: «Мы определили цель – изменение существующего политического курса. Мы бросили вызов властной вертикали и вошли в открытый политический бой». «И власти это, конечно, не понравилось», — сообщил соратникам Касьянов. Отказ властей зарегистрировать одноименную партию, а также допустить его самого к участию в президентских выборах Касьянов объяснил испугом Кремля, обнаружившего рост популярности возглавляемой им политической силы.
Тем не менее, сказал Касьянов, по итогам избирательного цикла президиум руководимой им организации решил сложить с себя полномочия. Позже, впрочем, все члены старого президиума были включены в бюллетени для голосования. Более того, президиум было решено расширить с 8 до 11 человек, включив в него также и председателя.
Ситуацию в стране, сложившуюся к моменту съезда, Касьянов охарактеризовал как тяжелую. «И не только в политической, но и экономической сферах», — добавил он. Основная экономическая претензия бывшего премьера к власти – «вышедшая из-под контроля инфляция».
По его прогнозам, к концу года вместо ожидавшихся 8-9% рост цен составит 16-18%, а для большинства граждан, тратящих деньги в основном на продукты питания, — и все 50%. Впрочем, от инфляции пострадают все, в том числе и средний класс, за симпатии которого борется его политическое движение, считает Касьянов. «Мы должны помочь этой части общества, мы ведь и сами к ней принадлежим», — отметил он.
Задачей РНДС в условиях грядущего экономического кризиса Касьянов считает разъяснение людям того, что в происходящем виноваты не какие-то «иностранные враги, а наши действующие правители».
«Первым же своим указом премьер Путин одобрил ускоренное повышение энергетических тарифов в течение ближайших двух-трех лет. Со смешным обоснованием, что цены должны быть как в других странах», — привел пример докладчик.
В общественной сфере Касьянов наблюдает деградацию. Такой вывод он сделал по результатам единого госэкзамена, который не смогла сдать четверть выпускников. «Эти люди не получили базовых знаний, они не готовы к нормальной жизни», — прокомментировал он, отметив, что «и в этой сфере вместо реформы делается только имитация реформы».
«Понятно, что корень всех этих проблем лежит в политической плоскости», — заявил Касьянов. «Все базовые демократическое основы государства разрушены: нет независимых судов, ни в малейшей степени не независимы СМИ, федеративное устройство государства заменено унитарным, регионы утратили самостоятельность, местное самоуправление заведено в тупик», — назвал он первопричину проблем. По его наблюдению, теряет популярность и нынешний властный режим, «опирающийся на силовиков».
Подведя таким образом итоги правления Путина и высказав мнение, что все перечисленные им «достижения» предыдущего хозяина Кремля были «неслучайными, а намеренными», Касьянов все же пообещал терпимо относиться к преемнику второго президента РФ.
«Мы готовы сдержанно реагировать на действия Дмитрия Медведева, если он будет двигаться в направлении судебной реформы, обеспечения свободной политической жизни и свободы СМИ», — указал он.
Впрочем, за два месяца президентства Медведев снисхождения со стороны Касьянова и его соратников не заслужил. Глава РНДС привел в качестве примеров отказ суда зарегистрировать в качестве партии его движение, отказ Верховного суда в иск СПС об отмене итогов парламентских выборов, а также выборы мэра Архангельска, где случайно победил кандидат не от партии власти «Единой России», но суд быстро привел результаты голосования в соответствие «с порядком».
В заключение Касьянов высказался на протокольную для демократов тему объединения. Он неожиданно предложил представителям либеральных сил не сливаться в одну партию: «Для начала нужно объединить усилия, — считает он. — А поработав, решить, нужна ли единая организация». «Газете.Ru» Касьянов объяснил, что вместе все российские демократы могут претендовать на 30-40% голосов избирателей. Пока же он предложил своим соратникам «начать с чернозема», участвуя в местных выборах. «Это важно, если наши люди станут приносить пользу обществу (на местах), то к следующим выборам мы подойдем сильными», — оптимистически заключил бывший премьер.