Россия утверждает, что смогла предотвратить начало вооруженного конфликта в Южной Осетии. В четверг МИД распространил сенсационное заявление, в котором признал, что российские самолеты совершили полет над зоной грузино-осетинского конфликта и тем самым предотвратили попытку Грузии начать вторжение в непризнанную республику Южная Осетия.
В заявлении внешнеполитического ведомства говорится, что 9 июля в зоне югоосетинского конфликта серьезно накалилась обстановка. «Поступила информация, в том числе от командования миротворческих сил, о возможности прямого вторжения грузинских формирований якобы с целью освобождения четырех военнослужащих, задержанных правоохранительными органами Южной Осетии». В тексте говорится, что такой же тезис развивал командующий Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) Марат Кулахметов в беседе с начальником штаба миротворческих операций Минобороны Грузии Мамукой Курашвили. «С его (Курашвили. — «Газета.Ru») стороны прозвучали прямые угрозы и оскорбления в адрес Цхинвали», — уточняет МИД.
«Возникла необходимость принятия срочных и действенных мер, чтобы не допустить кровопролития и сохранить ситуацию в правовых мирных рамках», — отмечается в документе. Для «уточнения ситуации» и были использованы самолеты ВВС России, которые совершили кратковременный пролет над территорией Южной Осетии.
«Как показало дальнейшее развитие событий, уже этот шаг позволил охладить горячие головы в Тбилиси и предотвратить развитие ситуации по силовому сценарию, вероятность которого была более чем реальной», — констатирует МИД.
Четыре грузинских офицера были задержаны сотрудниками МВД Южной Осетии в ночь на вторник. Их обвинили в разведдеятельности по корректировке артиллерийского огня. Командующий миротворческими операциями вооруженных сил Грузии Мамука Курашвили в свою очередь утверждал, что их офицеры были «захвачены бандформированиями, которые укомплектованы осетинами и северокавказскими боевиками». «Грузинские власти сделают все, чтобы задержанные были освобождены в кратчайший срок», — пообещал он тогда. Президент Грузии Михаил Саакашвили высказался более четко: «Это не 2004 год, и мы никому не позволим измываться над нашими военными и унижать их. Полиция должна принять все меры и начать подготовку для освобождения наших военных». При этом он поставил ультиматум, что если военные не будут отпущены до 18.00 8 июля, то Грузия начнет спецоперацию.
Однако грузинских офицеров в югоосетинском МВД продержали недолго, и во вторник к полудню они уже были в Грузии. Уже после того, как грузинские военные вернулись домой, появились сообщения о самолетах в небе над Южной Осетией. Минобороны Грузии настаивало, что в воздушное пространство в районе Рокского тоннеля вторглись именно российские Су-24, что в итоге подтвердила и Россия. Заместитель командующего ВВС Грузии Зураб Почхуа заявил, что самолеты кружили чуть севернее Цхинвали около 40 минут, что «создавало опасность для населения и международных гражданских рейсов».
В четверг, за все время спора Москвы и Тбилиси вокруг непризнанных республик на территории Грузии, Россия впервые признала факт вторжения своих боевых самолетов в чужое воздушное пространство. Это является нарушением решения Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта от 30 июля 2002 года (протокол № 24) о несанкционированных полетах.
По мнению эксперта Московского центра Карнеги Андрея Рябова, Россия должна была признать, что именно российские самолеты нарушили воздушное пространство над Южной Осетией. «МИД заявил о предотвращении конфликта, а такие заявления требуют серьезного обоснования. И таким объяснением могут быть полеты российских самолетов», — пояснил он «Газете.Ru». Эксперт соглашается, что формально Россия нарушила договоренности, «но сделала она это не ради обострения ситуации, а для предотвращения конфликта». «Когда же грузинские беспилотники нарушили воздушное пространство, то делали они это для себя, и не удивительно, что их сбивали», — заключил Рябов.
Одновременно с открытой военной защитой Южной Осетии Москва сделала очень решительный жест и в сторону Абхазии: проведены переговоры об открытии первого в истории диппредставительства РФ на спорной территории.
В четверг президент Абхазии Сергей Багапш рассказал, что непризнанная республика обсуждает с Россией возможность открытия на своей территории российского представительства. Впрочем, об официальном открытии российской дипломатической миссии в Абхазии речи не идет, отметил президент. «Это будет не диппредставительство. Если будет, так это будет ассоциация отношений по землячеству, по согражданам, по гражданам Российской Федерации. Этот вопрос гибкий», — цитирует Багапша «Интерфакс». В российском МИДе эту идею поддерживают. «У нас есть определенные связи с Абхазией, и для того, чтобы их поддерживать, нужен механизм. Смотрите, что там творится, ситуация на грани войны. Ее надо предотвратить», — сказал «Интерфаксу» источник во внешнеполитическом ведомстве.
Напомним, что впервые о возможности открытия российского представительства в Абхазии и Южной Осетии стало известно в середине апреля. Изначально предполагалось, что представительство не получит официального дипстатуса, а будет оформлено в виде «представительства по защите интересов граждан РФ», где будут работать настоящие дипломаты. Тогда же стало известно, что в администрации президента (тогда еще Владимира Путина) готовится Указ «Об основных направлениях развития отношений РФ с Абхазией и Южной Осетией». Предполагалось, что этот документ позволит российским министерствам и ведомствам устанавливать прямые отношения с аналогичными ведомствами в непризнанных республиках. Впрочем, о подписании этого документа ничего не сообщалось.
В ответ на заявления российского МИДа в четверг вечером грузинское министерство внутренних дел вручило ноту протеста послу РФ в Тбилиси и отозвало своего посла из Москвы «для консультаций».
Только в четверг днем закончился визит в Тбилиси госсекретаря США Кондолизы Райс, которая горячо поддержала территориальную целостность Грузии.