В среду Дмитрий Медведев в стенах Совета федерации впервые принял участие в заседании совета законодателей, куда съехались спикеры региональных парламентов почти всех российских регионов. Главной темой обсуждения стала борьба с коррупцией. Глава государства открыл региональным спикерам некоторые подробности засекреченного национального плана по противодействию коррупции, который на прошлой неделе ему передал глава администрации Сергей Нарышкин, возглавивший совет по противодействию коррупции, созданный по поручению президента 19 мая.
«Смысл национального плана в том, чтобы подготовить совокупность мер по созданию полноценной системной основы для противодействия коррупции», — начал выступление Медведев и перечислил основные тезисы плана. По словам Медведева, в плане три основных раздела.
Первый посвящен разработке антикоррупционного законодательства, в нем также дается четкое определение коррупции.
Во втором речь идет о совершенствовании системы управления. Глава государства посетовал, что чиновники оставили без внимания кодекс принципов поведения госслужащих, который он разработал еще в 2002 году на посту главы администрации президента. «Хороший документ, сам им занимался, а он не действует вообще никак...
Все мы знаем, у кого из госслужащих какие активы, но большинство из них не утруждает себя в части передачи активов в доверительное управление.
Нужно разработать полноценный порядок передачи активов или отчуждения этих активов в сторону лиц, которые не являются их родственниками и друзьями», — заявил Медведев. По его мнению, в разработанные им принципы стоит вдохнуть новую жизнь.
В третьем разделе плана перечислены меры по повышению качества юридического образования и профессионального уровня судей.
Президент обратил внимание на то, что после доработки и принятия национального плана «необходимо в течение полугода превратить его в набор законов, которые будут приняты на федеральном и региональном уровне». «Это большая серьезная работа, — попросил бы начать готовиться. Мы должны войти в Новый год с современным антикоррупционным законодательством, за которое нам будет не стыдно, и которое будет эффективно применяться», — напутствовал региональных законодателей Медведев.
Еще одной действенной мерой в борьбе с коррупцией, по словам главы государства, должно стать освобождение компаний с госучастием от избыточного присутствия госчиновников. «Нам необходимо освободить советы директоров компаний, в которых есть доля участия государства, от значительной части чиновников. Если председатель совета директоров компании, в которой есть доля участия государства, является представителем государства, то зачем там десятки клерков среднего звена?» — озабоченно произнес Медведев.
«Государственные позиции может озвучить и председатель совета директоров. А все остальные там занимаются лоббизмом или кормлением, — честно заявил президент и высказал предложение оставить в таких компаниях одного-двух госслужащих. — Остальные должны быть наняты за деньги, но находиться в рамках директив, которые дало государство этому акционерному обществу».
Следующим слово взял спикер Совета федерации и председатель совета законодателей Сергей Миронов. Он рассказывал о тех мерах, которые, на его взгляд, могли бы быть эффективными в борьбе с коррупцией. Прежде всего, должны быть ужесточены наказания за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Спикер смело заявил, что такие преступления надо приравнять к государственной измене. Следующим шагом должно быть введение административного регламента, то есть правил поведения чиновников. Президент эту идею одобрил. «Надо ввести полноценную систему административного регламента», — отреагировал он. Следующая инициатива Миронова касалась отношений чиновников и граждан. «Нам надо минимизировать общение чиновников с гражданами путем введения электронного документооборота», — предложил спикер. И эта идея пришлась Медведеву по душе. «Мы не просто так стали заниматься интернетом, это достаточно мощный антикоррупционный ресурс. Во многих странах декларации о доходах отправляют по электронной почте, во-первых, это быстро, во-вторых, по интернету вымогать взятку сложнее и следы остаются», — заметил глава государства.
Глава Минюста Александр Коновалов в своем выступлении озаботил президента тем, что в преступлениях, связанных с коррупцией, необходимо повысить роль государственного обвинителя. Иначе говоря, привлекать прокуроров на самых ранних стадиях, в тот момент, когда следствие только начинается.
Фактически речь идет об усилении генпрокуратуры, лишившейся изрядной доли полномочий после появления следственного комитета.
Это предложение заставило Медведева задуматься. «Сформулируйте эту идею более четко и изложите мне», — потребовал он.
Затем прозвучали доклады региональных спикеров, в которых они поочередно сокрушались о том, что борьба с коррупцией — дело непростое, и что такая борьба не должна привести к росту еще большей коррупции. Глава государства попытался парламентариев успокоить и вдохновить. «Когда я принимал решение начать работу над планом, меня спрашивали: «Зачем вы это делаете, все равно ничего не добьетесь, на протяжении веков ничего не удалось с этим сделать». Но еще хуже ничего не делать. У нас есть для работы практически все: и современное законодательство, и финансовые возможности, в отличие от того, что было в 90-е годы. Заниматься этим вопросом — дело чести государства», — заключил Медведев и попрощался с присутствующими.