Российское Минобороны отдаст все полномочия по расходованию государственных денег на закупку вооружений для армии. Как сообщил во вторник на выставке «Евросатори-2008» в Париже новоназначенный глава Генштаба генерал армии Николай Макаров, «до конца года» функции заказчика оборонной продукции для армейских нужд отойдут Рособоронпоставкам — федеральному агентству, которое возглавляет давний приятель экс-президента России Владимира Путина Виктор Черкесов.
«Заказы и денежные потоки отойдут в основном Рособоронпоставкам, для этого есть уже график перехода», — сказал Макаров. Он уточнил, что у Вооруженных сил будут отобраны функции заказчика.
«Мы будем формировать заказ, мы будем давать и говорить, что нам нужно — какие виды, типы и образцы, а они будут располагать деньгами», — сказал начальник Генштаба. Суть реформы главный штабист описал словами «оторвать деньги от заказчика».
Макаров до момента назначения главой Генштаба, что случилось 3 июня этого года, в ранге первого зама министра обороны занимался как раз проблематикой снабжения войск вооружением. Эксперты в момент его назначения отмечали, что он пусть и менее сведущ в стратегических вопросах, чем уволенный из Генштаба генерал Юрий Балуевский, но более подходит для решения задач армейской реформы, которую проводит министр Анатолий Сердюков.
«Владимир Путин еще в феврале 2007 года поручил Сердюкову разобраться и навести порядок в военных ведомствах. В первую очередь, речь идет о закупке оружия. Дело в том, что до этого закупками занимались сами генералы, а потом никто не мог понять, куда делись деньги. Были созданы идеальные условия для воровства», — описывает суть реформы военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
Балуевский, считают эксперты, как представитель генералитета, оппозиционного гражданскому Сердюкову, препятствовал замыслам реформы системы закупок. «Однозначно, Макаров — человек Сердюкова», — говорит Фельгенгауэр.
Недаром функции контролера армейских денег отдаются ведомству, во главе которого стоит человек из команды так называемых силовиков.
Оформление широких полномочий Рособоронпоставок сыграет на руку Черкесову, чья репутация в последнее время неоднозначна, отмечают эксперты. Как уже писала «Газета.Ru», Черкесов занял новый пост в момент формирования нынешнего кабинета министров, а его кресло главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков досталось бывшему помощнику экс-президента Виктору Иванову. Перипетии в карьере Черкесова начались в прошлом году, после его статьи в газете «Коммерсантъ» о внутренней борьбе силовиков. Черкесов своим выступлением отреагировал на аресты и задержания своих подчиненных — начальника Департамента оперативного обеспечения ФСКН генерал-лейтенанта Александра Бульбова, замначальника Управления собственной безопасности ФСКН Юрия Гевала и двух оперативников — Николая Донченко и Григория Черевко. Черкесов настаивал, что все эти дела, проходившие под вывеской внутриведомственной борьбы с коррупцией, являлись не чем иным, как местью со стороны ФСБ за расследование нашумевшего дела о «Трех китах» и «китайской контрабанде», которым занималось ведомство Черкесова. Как говорили, президенту очень не понравилось, что Черкесов решил «вынести сор из избы».
Пока положение о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставки) не оформлено окончательно. Агентство создано в феврале 2007 года указом президента. Новое ведомство, находящееся в подчинении правительства, как планировалось с начала реформы, возьмет на себя функции, которые ранее были у чиновников Минобороны: в частности, новый госзаказчик военной техники должен размещать заказы, заключать контракты, покупать и контролировать поставку вооружения для Российской армии.
Таким образом, новое ведомство должно будет контролировать огромные финансовые потоки. В 2007 году затраты бюджета на военную технику для Минобороны составили 302 млрд рублей. В дальнейшем, говорил Путин, расходы не будут сокращаться.
Поэтому против создания агентства сразу стали выступать весьма влиятельные структуры. Например, Сергей Чемезов предлагал передать функции создаваемой Рособоронпоставки возглавляемой им госкорпорации «Ростехнологии», в которую вошел главный экспортер вооружений «Рособоронэкспорт». Однако правительство не захотело усиливать и так уже слишком влиятельную госкорпорацию.