Как стало известно во вторник, в ходе боев между суданской регулярной армией и повстанцами за пригороды столицы страны Хартума погиб россиянин. Случилось это 10 или 11 мая. Россиянин занимался инструктированием суданских летчиков. Известно, что его самолет МиГ-29 был подбит, пилот катапультировался, однако парашют не раскрылся, и летчик погиб.
Информацию об этом, ссылаясь на достоверные источники, сообщила во вторник радиостанция «Эхо Москвы». По данным российских СМИ, пилот-инструктор, предположительно выпускник одного из высших военных училищ Рязани, служил в российской армии, а после увольнения поступил на службу суданского правительства. Известно, что за неимением собственных летных кадров суданское правительство вербует специалистов, готовых управлять самолетами производства РФ, где только возможно, в первую очередь среди отставных офицеров российской армии.
Источник «Газеты.Ru» в МИД РФ косвенно подтвердил сообщения о гибели российского гражданина в Судане.
«Если россиянин не состоял на консульском учете, то мы не можем со всей достоверностью говорить о гибели: о его пребывании в Судане, значит, никто не был извещен. Но, предположительно, этот факт действительно имел место. В любом случае, разбираться с этим будет российское посольство в Хартуме, и я думаю, что расследование всех обстоятельств уже ведется», — заявил собеседник в дипломатическом ведомстве. С российским посольством в суданской столице связаться не удалось.
Заявления российских официальных лиц сводятся к тому, что, хотя трагический инцидент действительно имел место, погибший находился в Судане по собственной воле и не был откомандирован туда вместе с партией российских «МиГов». «Эта информация ошибочна: специалистов Министерства обороны там нет», — отрезал глава Управления пресс-службы и информации МО РФ Александр Дробышевский, отвечая на вопрос, не являлся ли погибший военнослужащим российской армии.
Непонятно также, выпускником какого военного учебного заведения был погибший. В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище о гибели своего выпускника не слышали, и вообще сильно сомневаются в достоверности этой информации. «МиГ-29 явно не предназначен для десанта, и за его штурвалом должен был бы сидеть человек из какого-то летного училища, а не наш выпускник», — заявил собеседник «Газеты.Ru». По его мнению, предполагать, что летчик окончил Рязанское высшее военное командное училище связи или Рязанский военный автомобильный институт, было бы «еще нелепее».
Между тем, судя по нервной реакции суданских властей, гибель летчика может иметь далеко идущие последствия. Дело в том, что самолеты МиГ-29 поставлялись Россией в Судан в 2003–2006 годах, как раз тогда, когда в области Дарфур на западе этой африканской страны началась кровопролитная гражданская война.
И, в соответствии с резолюциями ООН, правительство аль-Башира обязалось не использовать приобретенные боевые самолеты в операциях в Дарфуре.
Это обещание, по всей видимости, перестал сдерживать официальный Хартум, когда повстанцы предприняли стремительный марш-бросок на восток и на непродолжительное время фактически взяли столицу страны в осаду. И факт гибели российского инструктора косвенно подтверждает использование российских самолетов в боях.
Неслучайно после первых сообщений о гибели российского пилота еще 14 апреля напечатавшая новость газета Alwan была закрыта, а ее главный редактор арестован. Официозный Суданский медиа-центр (SMC), по сути, подтвердил версию о том, что газету закрыли из-за сообщения о российском летчике. Закрытие газеты, изъятие ее имущества и задержание редактора стало ответом на «обнародование важной информации военного характера, раскрытие которой угрожает безопасности страны и ставит под угрозу ее достижения», — говорится в сообщении SMC.
По всей видимости, ярость властей вызвал следующий пассаж: «Слухи о потере МиГ-29, принадлежащего ВВС страны в ходе инцидента в Омдурмане (пригород Хартума. – «Газета.Ru») не были ни подтверждены, ни опровергнуты правительством или представителями «Справедливости и равенства», хотя взоры всех сейчас обращены в небо, и всех заботит судьба истребителя и его русского пилота».