ЛДПР собирается стать «творческой лабораторией демократии». Такое видение будущего политической силы озвучил ее лидер Владимир Жириновский. Чем же партия собирается заниматься дальше и как она оценивает нынешнюю ситуацию – основные темы прошедшего в субботу в «Сурриков-холле» в Москве XXI съезд ЛДПР.
Открывая съезд, лидер партии Владимир Жириновский, представший перед партийцами на синем фоне партийного флага в малиновом пиджаке и белом галстуке, сразу уточнил, что этот съезд в некотором смысле подготовительный к судьбоносному XXII съезду, который пройдет только в декабре 2009 года и будет приурочен к 20-летнему юбилею партии. «Сегодня мы хотим дать наши оценки политической ситуации в стране и озвучить наши предложения по совершенствованию структуры правительства и Конституции», — начал свой доклад председатель партии.
Медлить с оглашением громких партийных инициатив Жириновский не стал. «Благодаря усилиям ЛДПР была принята Конституция 93 года, и она должна быть незыблемой основой!» — провозгласил он. И тут же оговорился, что во все конституции мира периодически вносятся поправки, главный смысл которых — перейти к более высокой форме демократии. «Этому может способствовать переход от президентской к парламентской республике», — пояснил он. По мнению Жириновского, президентская форма правления опасна тем, что судьба страны зависит от одного человека, который не всегда может оказаться в состоянии принять правильное решение, а в парламентской республике ответственность за страну закреплена за депутатским корпусом.
Концепция смены правящего режима, предложенная Жириновским, предусматривает выборы президента из состава депутатов Госдумы парламентом сроком на пять лет. Утверждать президентом одного человека Дума может только два раза подряд.
Ту же схему либеральные демократы предлагают перенести в регионы: губернаторы должны избираться сроком на пять лет региональным парламентом не больше двух раз подряд. Правительство, как в классической форме парламентской республики, должно будет формироваться на основе парламентского большинства, а за премьер-министром будут закреплены полномочия главы государства.
Лидер либеральных демократов предложил в конституционной реформе заимствовать опыт скандинавских стран: Швеции, Норвегии и Финляндии. «Хотя Швеция и Норвегия являются монархиями, все решает премьер-министр, и его в любом случае можно снять», — привел пример Жириновский.
Помимо смены формы государственного правления, лидер ЛДПР предложил разделить страну на 50 краев с населением не менее трех миллионов человек, исключение должны составить лишь Москва и Санкт-Петербург, где население на порядок выше. Кроме этого, должны быть унифицированы названия региональных парламентов. «У нас должна быть одна Государственная дума, а региональные парламенты должны называться просто думами», — призывал к порядку Жириновский.
Критике была подвегнута структура сформированного на этой неделе правительства Владимира Путина. На взгляд Жириновского, в структуре правительства необходимо выделить дополнительно три министерства: по торговле, труду и министерство дорожного хозяйства. «Надо также создать федеральную службу по демографии, которая была бы в прямом подчинении председателя правительства, а федеральное агентство по науке должно быть в министерстве экономики», — рассудил Жириновский.
Соответствующие предложения были вынесены на утверждение делегатами съезда. Либерал-демократы планируют провести широкую внутрипартийную дискуссию по поводу конституционной реформы, а после утверждения ее итогов на XXII съезде начать создавать юридическое основание для реализации своих инициатив.
«Это может занять два года, десять лет, но Россия все равно рано или поздно перейдет к парламентской форме правления», — пригрозил Жириновский.
Оценивая роль ЛДПР в новом политическом пространстве страны, лидер партии заметил, что «цивилизованная часть общества вошла в новую стадию развития — стадию интеллектуального общества», поэтому партия должна стать «творческой лабораторией демократии». Не получив отклика аудитории на свой вдохновенный призыв, Жириновский вдруг одернул партийцев: «Такой безмолвный настрой зала меня настораживает». Делегаты тут же решили исправиться и слова лидера о том, что «ЛДПР — партия интеллигентных и разумных людей», встретили бурными аплодисментами.