«Результаты анализа оперативной обстановки в Южном федеральном округе свидетельствуют о том, что бандиты и их пособники прилагают усилия по идеологической обработке молодежи и пополнению своих рядов», — предостерег Николай Патрушев. Особую опасность, на его взгляд, предоставляют экстремистские организации.
Глава ФСБ пояснил, что эмиссары международных экстремистских организаций используют в своей пропаганде «имеющиеся социально-экономические проблемы, этнонациональные и религиозные противоречия».
По словам Патрушева, информационную поддержку экстремистам «в немалой степени оказывают отдельные иностранные неправительственные организации».
Патрушев также объявил о подготовке проекта комплексного плана информационного противодействия терроризму на период с 2008-го по 2012 год, который будет обсуждаться с участием руководителей крупнейших СМИ.
Вице-спикер Совета федерации и член НАК Александр Торшин разделяет позицию главы ФСБ. Он даже насчитал 59 НПО, которые поддерживают чеченских террористов. Об этом он сообщил журналистам после окончания заседания комитета.
Заявления директора ФСБ возмутили работников ведущих иностранных НПО. Представители московских отделений международных неправительственных организаций выступили против того, чтобы их работу каким-то образом связывали с пособничеством терроризму.
Советник по России и СНГ международной правозащитной организации Human Rights Watch Александр Петров назвал высказывания главы ФСБ «нечестной игрой». «Всякие такие отсылки к иностранным НПО вредят репутации этих организаций. В сознании народа все это преломляется в крайне негативном свете. Пусть ФСБ называет что-то конкретное», — цитирует Петрова «Интерфакс».
Также удивлен высказываниями Патрушева представитель Amnesty International в России Сергей Никитин. «Никакой конкретики в них нет. Это огульные обвинения. Хорошо бы привести доказательства», — убежден он. Правозащитник согласен, что «закон об НПО 2006 года добавил массу всякой бумажной работы и усложнил жизнь многим организациям». «Вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, пришлось заниматься бумаготворчеством. Многие не смогли справиться с написанием всех этих ненужных бумаг», — сказал «Газете.Ru» Никитин.
Его поддержал директор российского отделения Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин. «Какие-то привязки НПО к террористическим организациям — абсолютно безответственны, никаких подтверждений этому нет», — сказал он журналистам. Честин напомнил, что «два года назад в России был принят абсолютно бредовый закон об НПО, который ударил по неправительственным организациям». «Были закрыты несколько тысяч организаций, которые не справились с бумажной волокитой. И ни одна из этих организаций не была закрыта по причине того, что она была связана с терроризмом или вела вредную для России деятельность», — заключил Честин.
Скандальный закон об НПО, который серьезно ограничивал возможности существования таких организаций, был принят в декабре 2005 года и вступил в силу в 2006 году. Тогда же, видимо, в оправдание закона сотрудники ФСБ арестовали четырех британских шпионов-дипломатов, обвинив их в финансировании НПО. Отметим, что закон конкретизирует порядок государственной регистрации российских и иностранных НПО и определяет перечень необходимых документов для этого. В частности, для иностранных НПО был введен уведомительный характер регистрации, которая теперь проводится не в МИДе, как это осуществлялось до настоящего времени, а в Федеральной регистрационной службе. ФРС, прежде чем регистрировать НПО, имеет право потребовать от правоохранительных или налоговых органов проверить финансовую деятельность этой организации.
Последуют ли какие-то действия за заявленими Патрушева пока не ясно. Интересное мнение на этот счет высказал член Московской Хельсинкской группы и лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. Он считает, что силовики «набивают себе цену», почувствовав, что их позиции при новом президенте могут ослабнуть. По его словам, «Патрушев очень хитро поступил, не назвав ни одной организации». «Если бы он сказал, что движение «За права человека» связано с террористами, я бы в суд подал. Потому что если всерьез относиться к таким заявлениям, то нужно возбуждать уголовные дела. В действительности, силовики набивают себе цену, и поэтому ведут себя так агрессивно. Новый президент сказал, что для него главное — это верховенство права. А силовики пытаются сохранить свои позиции и говорят, что мы не уступим. Жизнь покажет», — рассказал Пономарев «Газете.Ru».