Во вторник сербский премьер Воислав Коштуница объявил об отставке своего кабинета. Причиной стало то, что члены сербского правительства так и не смогли прийти к согласованному решению о противодействии властям Косова, в феврале в одностороннем порядке провозгласившим независимость края. Камнем преткновения стали и разные мнения партнеров по коалиции о дальнейших отношениях с Евросоюзом, большинство стран-членов которого поддержали суверенитет находившейся под международным протекторатом провинции.
Консервативно настроенные министры во главе с премьером Коштуницей твердо стояли на своем: они считают, что всякое сближение Сербии с Евросоюзом, не говоря уж о перспективах вступления в региональный блок, невозможно до тех пор, пока Брюссель не признает Косово неотъемлемой частью Сербии.
Президент страны Борис Тадич, напротив, более склонен к компромиссам, призывает считать независимость Косова и европейские перспективы Сербии двумя никак не связанными друг с другом вопросами и готов начать работу по подготовке вступления своей страны в ЕС.
Не найдя почвы для дальнейших переговоров с партнерами по коалиции, Коштуница объявил в субботу, что представители его Демократической партии Сербии (ДПС) в правительстве не могут больше позволить себе работать с министрами от пропрезидентской Демократической партии (ДП). В понедельник с ним согласились и остальные члены правительства. Кабинет министров обратился к президенту страны с просьбой назначить дату досрочных парламентских выборов, так как «правительство не в состоянии больше проводить единую и согласованную политику».
«Имея целью обеспечить стабильное функционирование государственных институтов, мы предлагает распустить парламент и назначить дату новых выборов на 11 мая 2008 года», — говорится в заявлении кабинета министров.
Президент Тадич, уже заявлявший, что он не против роспуска скупщины, должен сделать формальное объявление о роспуске парламента во вторник. Нынешние досрочные выборы в Сербии — третьи за неполные два года.
Большинство местных аналитиков, как отмечает телекомпания BBC, считают, что такое решение является лучшим выходом из тупика, но в то же время полагают, что выборы могут стать настоящим референдумом по вопросу о дальнейшем будущем страны. Большинство голосов, по всем прогнозам, поделят между собой оппозиционная Сербская радикальная партия (СРП) и пропрезидентская Демократическая партия. За ними следует движение премьера Коштуницы — Демократическая партия Сербии (ДПС) и ряд более мелких либеральных движений и блоков, а также Социалистическая партия, бывшая ранее оплотом режима Слободана Милошевича. Впрочем, уверенного большинства ни одной из партий аналитики не прочат, что может вновь поставить вопрос о жизнеспособности будущего правительства.
Одной из самых возможных коалиций мог бы стать союз националистической Радикальной партии и ДПС Коштуницы, который в ходе косовского кризиса показал себя категоричным и жестким противником каких-либо уступок албанским властям края или поддержавшим их европейцам. Томислава Николича, фактического лидера СРП, и премьер-министра Коштуницу объединяет не только позиция по Косово. Их роднит и неприязнь к президенту страны Тадичу, не скрывающему своих прозападных убеждений.
В то же время перспектива прихода к власти националистов, разбавленных играющими вторые роли консервативными демократами, вполне может сыграть на руку сторонникам Тадича, предполагают эксперты. В ходе февральских президентских выборов, когда Николич проиграл во втором туре нынешнему главе государства, сербы проголосовали за европейские перспективы. Однако тогда решение о независимости Косова еще не было объявлено.