Представители Комитета защиты журналистов (CPJ) в понедельник обнародовали свой ежегодный доклад «Атаки на прессу» и представили его на брифинге в штаб-квартире ООН. Основной вывод: профессия репортера остается одной из самых опасных, и сотрудников СМИ убивают все больше. По данным исследования, в 2007 году при исполнении служебных обязанностей в мире погибли 65 журналистов, на 9 человек больше, чем в предыдущем году. Авторы доклада отмечают, что большие цифры за последние десятилетия были зафиксированы сотрудниками комитета только в 1994 году, когда погибли 66 журналистов, освещавших конфликты в Алжире, Руанде и Боснии.
«Конфликты в Ираке и Сомали сделали 2007 год самым гибельным для журналистов за последние более чем десять лет», — отмечается в докладе неправительственной организации.
Важно отметить, что в статистике учитываются только те сотрудники СМИ, чья гибель непосредственно связана с исполнением профессиональных обязанностей. «В настоящее время комитет расследует еще 26 случаев смертей журналистов в различных странах, мы пытаемся установить, не был ли связан каждый случай с выполнением журналистами их профессионального долга», — говорится в докладе.
Наибольшее число представителей прессы, по данным доклада, погибли в прошлом году в Ираке — 32 человека. Семь сотрудников СМИ погибли в Сомали, пять — в Шри-Ланке. В Афганистане и Эритрее в 2007 году потеряли жизнь по два журналиста. Далее в докладе следует список из 12 стран, в которых погибли по одному журналисту. В этом ряду США, Россия и Киргизия.
Однако, несмотря на статистику, Россия была названа одной из самых опасных для журналистов стран мира. По мнению авторов доклада, Россия и Филиппины — это те страны, в которых убийства журналистов практически никогда не расследуются до конца.
Как правило, в лучшем случае раскрывается один случай гибели представителя СМИ из десяти.
«При Путине 14 журналистов были убиты в прямой связи со своей профессиональной деятельностью, что ставит Россию на третье место в списке наиболее опасных для прессы стран мира», — отмечается в докладе. На позицию в рейтинге влияют не только количество погибших, но и другие факторы, изменившие положение СМИ в худшую сторону за последние пять лет, как, например, контроль за телевидением со стороны властей.
Исполнительный директор CPJ Джоэль Симон поставил Путина в один ряд с Уго Чавесом и назвал обоих «диктаторами XXI века». По его словам, оба политика используют законы для контроля над СМИ и введения жесткой цензуры. Летом 2007 года, напоминает автор доклада, президент РФ подписал закон, «приравнявший журналистов к террористам». Речь идет о законе «О противодействии экстремистской деятельности», который, по замыслу авторов, должен пресекать «распространение экстремистских печатных материалов». На деле этот закон направлен против критики властей, уверены авторы доклада, подробно проанализировавшие его содержание.
Развивая свою мысль о диктатуре в России, Симон напоминает о термине, придуманном в комитете: «демократатор». «Демократатор сохраняет фасад демократического общества, на бумаге существуют свобода слова, многопартийность и независимая судебная система, но изнутри он давно опустошил их», — заявил Симон.
По его словам, с 2000 года, после избрания Владимира Путина на пост президента России, в стране были убиты 133 журналиста, и никто из убийц не предстал перед судом.
Симон также отметил, что такая система запугивания «заставляет журналистов задавать меньше вопросов, копать неглубоко и обходить опасные камни».
По состоянию на 1 декабря 2007 года, отмечают авторы доклада, в России трое журналистов находились за решеткой, два журналиста за год совершили «самоубийство» (обстоятельства их смерти так и остались невыясненными), а «критически настроенные органы СМИ и неправительственные организации подвергались гонениям или вовсе закрывались».
Авторы доклада напоминают о трех репортерах «Новой газеты» — Игоре Домникове, Юрии Щекочихине и Анне Политковской, которые были убиты за расследование правительственной коррупции и нарушений прав человека. «Я предпочел бы, чтобы они вообще закрыли газету, чем убивали нас по одному», — заявил главный редактор издания Дмитрий Муратов.