Парламент Италии почти разогнан. Вечером во вторник президент Джорджо Наполитано встретится с председателями обеих палат парламента в своей администрации, чтобы объявить о роспуске парламента и назначить досрочные выборы.
Уже в начале недели было понятно, что достигнуть компромисса правящей левоцентристской коалицией «Унионе» и правым блоком экс-премьера Сильвио Берлускони невозможно. В понедельник спикер сената Франко Марини, которому президент страны поручил работу над созданием технического кабинета министров, объявил, что из этого ничего не выйдет. «Я не могу найти значительного большинства (в парламенте — «Газета.Ru»), чтобы осуществить избирательную реформу», — заявил Марини на пресс-конференции по итогам беседы с Наполитано за закрытыми дверьми.
Последнее слово оставалось за Наполитано, который теоретически мог попытаться еще раз Марини или кого-либо еще начать переговоры с лидерами партий. Однако Берлускони, которому формирование временного кабинета невыгодно, фактически завел дальнейшие переговоры в тупик. Поэтому президент Италии решился разогнать парламент.
Именно на досрочных выборах настаивает Берлускони. «Я надеюсь, глава государства теперь в самый короткий срок объявит о проведении выборов, потому что страна нуждается в спешном формировании эффективного правительства, которое способно решить серьезные проблемы», — цитирует его слова агентство Reuters.
Правда, и Берлускони не стоит обольщаться. Наблюдатели предполагают, что любое другое правительство, сформированное согласно существующей избирательной системе, будет таким же нестабильным, как и павший 24 января кабинет Романо Проди. О том же говорят и представители левых сил.
Отказавшись от дальнейших переговоров, Наполитано фактически упустил возможность кардинального пересмотра избирательного законодательства.Именно в нынешней пропорциональной системе выборов в парламент, которая дает неоправданные преимущества мелким партиям при формировании правительства, политики и эксперты видят причины нынешнего кризиса.
До отставки кабинета Романо Проди его главный оппонент Берлускони также вел с левыми консультации о том, как следует проводить реформу. Однако падение правительства, которое открыло Берлускони возможность вернуться к власти, заставило его отказаться от любых мыслей о правках избирательного законодательства. Ведь в случае проведения реформы союзные ветерану итальянской политики партии лишились бы значительной части депутатских мандатов.
Теперь политики и экономисты опасаются, чем завершатся досрочные выборы. Вальтер Вельтрони, мэр Рима и глава новообразованной Демократической партии, все еще надеется, что Наполитано не поддастся на давление и постарается все-таки провести избирательную реформу. «Я думаю, что поспешные выборы по ущербному закону рискуют оказаться упущенной возможностью для итальянской политики», – заявил он в понедельник.
Экономисты опасаются, что новое правительство Берлускони, чья партия «Вперед, Италия!», по нынешним раскладам, опережает левоцентристов на 10–16%, будет, как и прежде, склонно к популистским шагам и подорвет работу предыдущего кабинета по уменьшению бюджетного дефицита.
Глава объединения промышленников Confindustria, аналога российской РСПП, Лука Кордеро ди Монтедземоло озвучил эти опасения. Он призвал «положить конец годам соперничества и неуправляемости, чтобы мы смогли гарантировать (экономический) рост, который у нас сейчас меньше, чем у любой другой страны Европы».
Однако и сам правительственный кризис дорого обходится итальянской экономике. Индекс бизнес-доверия упал до самой низкой отметки с конца 2005 года, когда в экономике наблюдалась стаганция. Пересмотрены в сторону уменьшения и прогнозы экономического развития. Теперь итальянская экономика может рассчитывать на рост в 0,9% вместо ожидавшихся в прошлом году 1,4%.
В настоящее время и. о. премьер-министра остается Романо Проди, лишившийся поддержки сената после выхода из правящей коалиции небольшого «Союза демократов за Европу». Лидер этой карликовой христианско-демократической организации Клементе Мастелла занимал в правительстве Проди пост министра юстиции, однако попал под расследование махинаций с государственными фондами и объявил о своей отставке.