В пятницу президент России Владимир Путин принял в Кремле своего сербского коллегу Бориса Тадича. Основной темой визита Тадича и премьер-министра Сербии Воислава Коштуницы в Москву стало подписание документов о продаже «Газпромнефти» 51% акций сербской компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS), строительстве участка газопровода «Южный поток» и подземного хранилища газа.
Соответствующие документы были подписаны сроком на 30 лет и предполагают, что через территорию Сербии будет проложен 400-километровый отрезок магистрального газопровода пропускной способностью свыше 10 млрд кубометров в год. Кроме того, «Газпромнефть» готова вложить в модернизацию NIS 500 млн евро до 2012 года. Контрольный пакет NIS достается «Газпромнефти» за 400 млн евро без тендера. Совокупная стоимость сделки составит около 2 млрд евро. В церемонии подписания документов вместе с Путиным участвовал его преемник, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев.
Напомним, что первые поставки по разветвленной газопроводной системе «Южный поток» намечены на 2013 год.
Газопровод должен связать Россию в обход Украины, через Болгарию и Сербию, с Европой. В рамках проекта в Европу будет поступать до 30 млрд кубометров газа ежегодно.
Путин был, без всякого сомнения, доволен заключенными соглашениями. «Эти документы имеют принципиальное значение для дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества. Фактически речь идет о договорно-правовом оформлении стратегического партнерства в топливно-энергетической сфере между нашими странами», — сказал он. Президент Сербии Тадич выразил надежду на то, что подписание документов в области энергетики «откроет новые возможности для продолжения экономического сотрудничества» между Россией и Сербией.
Сербский президент, впрочем, больше был склонен говорить о наболевшей проблеме Косово. «Сербия принципиально защищает свои интересы в Косово, опираясь на международное право, и никогда не будет делать по-другому», — сказал он. Тадич не преминул сделать реверанс в сторону российского руководства. «Без такой позиции (Москвы) Сербии было бы очень трудно защищать свои интересы в Косово», — сказал Тадич, добавив, что Москва и Белград могли бы использовать свою близость «не только для развития двусторонних отношений, но и в совместной работе в отношении других стран».
Оформить стратегически важные документы Москве удалось не в последнюю очередь благодаря своей позиции по Косово. Россия является фактически единственной страной, вместе с Сербией выступающей против одностороннего провозглашения краем независимости.
Сразу после подписания документов Путин в очередной раз высказался против независимости Косово. «Россия категорически против одностороннего провозглашения независимости Косова. Это чревато серьезным ущербом для всей системы международного права, негативными последствиями как для Балкан, так и для мира, и стабильности в других регионах планеты», — сказал Путин, сидя за одним столом с Тадичем, Коштуницей и Медведевым. Президент Сербии в отличие от Коштуницы слушал Путина без наушников с синхронным переводом.
Британская газета The Financial Times напрямую связала российскую позицию по косовской проблеме и газовые соглашения между Россией и Сербией. «Сегодня Россия получит первое крупное вознаграждение за то, что она поддерживает попытки Сербии сорвать одностороннее провозглашение независимости Косово», — говорится в газетной заметке. Газета напоминает, что теперь Россия и «Газпром» получат клиента, который предпочтет «Южный поток» газопроводу Nabucco, который призван уменьшить зависимость ЕС от российского газа.
Подобным развитием событий крайне недовольны в Вашингтоне. Агентство Reuters в пятницу со ссылкой на свои дипломатические источники сообщило, что США серьезно обеспокоены сделками Москвы с Софией и Белградом. Как говорится в полученном агентством документе сербского правительства, «США обеспокоены политическим влиянием Москвы в этом регионе (Балканы — «Газета.Ru»)… и интересуются, приняла ли Сербия во внимание стратегический эффект этой сделки — возможную экономическую и политическую зависимость от России». Те же самые вопросы западные дипломаты ставят и перед болгарским руководством.
США видят идеальным для энергетической диверсификации Европы проект Nabucco, который обеспечит прямой путь в Европу из каспийского и центрально-азиатского регионов. По информации Reuters, Вашингтон на прошлой неделе пытался отговорить Софию от заключения сделки. В отличие от Сербии, чьим единственным союзников в косовской проблеме является Россия, болгары, зависящие от российских энергоресурсов, не хотели бы ссориться с Евросоюзом, в который вступили в 2007 году. В пятницу премьер Болгарии Сергей Станишев заявил, что «Южный поток» не является альтернативой Nabucco.
Еще одним любопытным нюансом заключения газовой сделки является шаткость положения президента Тадича. В начале февраля он может потерять власть в стране.
На 3 февраля в Сербии намечен второй тур президентских выборов. В первом туре Тадич уступил кандидату от Сербской радикальной партии Томиславу Николичу. Зампред СРП известен своей антизападной позицией. На Западе ожидают разворота Сербии в сторону России в случае победы Николича на выборах. Судя по всему, Москва предпочла договориться с Тадичем о сделке с «Газпромом» и теперь сделает ставку на нынешнего президента Сербии. Судьба сделки в случае прихода к власти Николича туманна. Однако, похоже, Москва решила перестраховаться, и на следующей неделе в Россию по приглашению «Справедливой России» приезжает сам Николич. Ключевая роль в том, кто победит на сербских выборах, отводится премьеру Коштунице, который пока не торопится выразить свою поддержку кому-либо из кандидатов.