Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева и руководитель фонда «Индем» Георгий Сатаров объявили в четверг, что покидают посты сопредседателей неправительственной организации «Всероссийский гражданский конгресс» (ВГК). Поводом стали непреодолимые разногласия с третьим сопредседателем, лидером «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаровым. Таким образом, конфликт достиг высшей точки.
«В силу сложившихся обстоятельств мы пришли к совместному решению сложить с себя полномочия сопредседателей ВГК. Мы информируем всех, что начиная с данного момента мы прекращаем всякую деятельность, осуществляемую под эгидой ВГК», — говорится в официальном заявлении Алексеевой и Сатарова. «Дело в том, что в работу гражданской организации вносится самое негативное из присущего современной российской политической практике. Это разрушило взаимное доверие. А без него нереальны никакие попытки процедурного выхода из кризиса. Именно поэтому для нас очевидна невозможность продолжения сотрудничества с Каспаровым», — утверждают Сатаров и Алексеева.
«Все те причины, по которым нам приходится отказаться от сотрудничества с Гарри Кимовичем, я уже перечислила в своем официальном заявлении. Мы не хотим заниматься партийными делами. У нас совсем другие цели и задачи. Из нашей организации стали уходить люди, и мы не могли закрыть на это глаза», — объяснила глава Московской Хельсинкской группы «Газете.Ru».
По словам Алексеевой, в последнее время совместная работа с лидером «Объединенного гражданского фронта» Гарри Каспаровым стала для активистов движения неприемлемой.
Напомним, что впервые Алексеева и Сатаров призвали Каспарова уйти из руководства ВГК еще в октябре 2007 года. Однако на съезде, который прошел в декабре, во время голосования за сокращение числа сопредседателей организации Каспарову удалось сохранить свой пост. Тогда вышел из организации только президент Института национального проекта Александр Аузан.
Но конфликт не был исчерпан. В начале января на сайте МХГ появилось обращение Алексеевой к единомышленникам, где сообщалось, что из конгресса один за другим стали выходить его участники. «Начался выход из ВГК. Я обращаюсь к моим коллегам и друзьям: пожалуйста, не спешите. Прошу тех, кто уже заявил о выходе, считать это временным приостановлением членства в ВГК. Прошу тех, кто намеревается заявить о своем выходе, ограничиться заявлением о приостановлении членства. Остальных прошу потерпеть», — заявила тогда Алексеева.
Правозащитница напоминала, что «Всероссийский гражданский конгресс» создавался как «неполитическое объединение, защищающее права всех оппозиционных партий и организаций», а в связи с этим ее не может возглавлять «общепризнанный лидер «Другой России», которая является «единственной в стране площадкой для объединения всего живого, что есть в нашей оппозиции».
В тот же день Алексеева сообщила, что Каспаров уже «согласился сложить с себя полномочия сопредседателя ВГК для полноценного сотрудничества ВГК и «Другой России». Однако пресс-служба «Объединенного гражданского фронта» это заявление опровергла. «Каспаров был избран на пост сопредседателя «Конгресса» голосованием участников «Конгресса» 12 декабря 2007 года и занял второе место в рейтинговом голосовании», — говорится в заявлении пресс-центра.
Спустя день своим оппонентам ответил сам Каспаров. «Я считаю, что мы должны общими усилиями сохранить «Конгресс» именно таким, каким он задумывался в самом начале: объединением, площадкой для взаимодействия и взаимопомощи общественных, политических организаций, СМИ и бизнеса. Любое разъединение усилий ослабит нас и будет играть на руку властной бюрократии», — заявил лидер «Другой России».
Сейчас очевидно, что добиться взаимопонимания трем сопредседателям не удалось.
«Конечно, Гарри Кимович может остаться, но мы будем создавать новую организацию. Насчет названия пока ничего не известно. Мы сейчас над этим думаем. И мы очень надеемся на то, что все участники ВГК продолжат эту работу вместе с нами», — рассказала «Газете.Ru» Алексеева.
Георгий Сатаров придерживается такого же мнения. «Риск, что организация развалится совсем, безусловно, был. Сказать точно, сколько человек заявило о своем уходе, я пока не могу. Претензий к Гарри Кимовичу у нас достаточно. Так что будем работать над новым движением», — сообщил Сатаров «Газете.Ru».
В ответ Гарри Каспаров признался «Газете.Ru», что решение Алексеевой и Сатарова было для него полной неожиданностью. «Дело в том, что меня несколько дней не было в Москве. Я просил Людмилу Михайловну не принимать никаких решений до моего возвращения, так что сегодня я был очень удивлен», — поведал лидер ОГФ. По его оценке, произошедший скандал — «это большой удар для идеи объединения всех гражданских сил». «Изначально ВГК задумывался как площадка для объединения общественных и правозащитных органов, других негосударственных организаций, представителей бизнеса и политических структур, не входящих во власть. Однако на деле все оказалось совсем не так. В последнее время предпринимались попытки сделать из ВГК некую виртуальную сеть, причем с упором на правозащитную деятельность. Очень жаль. Но сдаваться я не намерен. Первым делом свяжусь теми, кто меня поддерживает, и в любом случае сохраню площадку для объединения гражданских сил», — пояснил Каспаров.