Место проведения главного партийного съезда страны в Гостином Дворе уже издалека выглядело устрашающе в основном благодаря охранявшим его бронированным фургонам с ОМОНом. Туда-сюда сновали черные машины с мигалками, временами останавливаясь у главного входа, и из них то и дело выскакивал тот или другой министр или губернатор. В легких пальто им было холодно, чиновники быстро скрывались внутри. В это время у другого входа творилась настоящая давка: примерно 700 иностранных и российских журналистов пытались протолкнуться в узкую дверцу, которую раз в 15 минут приоткрывало ФСО. Те, кому удавалось, оказывались в довольно странном помещении. В отличие от октябрьского съезда единороссов, на этот раз партия власти по неизвестным причинам оформила зал заседания огромным черным занавесом по всему периметру. Вместе с приглушенным освещением и черными костюмами делегатов это придавало мероприятию какую-то похоронную торжественность.
Несмотря на шаговую близость к Кремлю, главный гость единороссов Владимир Путин предпочел добираться до Гостиного Двора с помощью президентского кортежа. Опоздал глава государства всего минут на 10. Появился он не один, а с Дмитрием Медведевым.
Примерно одинакового роста, они под аплодисменты прошагали через весь зал, напоминая из-за разницы в возрасте отца и сына. Путин занял место в центре президиума между Борисом Грызловым и Сергеем Шойгу, а преемник уселся в менее почетном первом ряду. По традиции съезд начался исполнением гимна страны. Впрочем, делегаты в большинстве своем слушали его молча, к явному неудовольствию сына автора гимна, который подпевал в первых рядах, спасая репутацию семейного бренда и неученой партии власти.
«В работе съезда принимает участие президент России, наш национальный лидер Владимир Владимирович Путин!» — громко и с удовольствием объявил Грызлов делегатам. Путин первым получил слово и вышел на трибуну. Поздравив единороссов с победой и попросив начать работать побыстрее в Госдуме, Путин перешел к самой интересной части речи — характеристике преемника. Президент напомнил, что кандидатом уже назван Медведев. «Считаю, что этот выбор наиболее оптимален. Уверен, Дмитрий Анатольевич достойно справится с работой на высшем государственном посту», — заявил Путин.
Глава государства назвал Медведева «исключительно честным и порядочным человеком», вспомнил, что знает его уже более 17 лет, и заметил, что отношения у них самые доверительные. «Работая на разных весьма ответственных участках, которые, на первый взгляд, казались абсолютно запущенными и неподъемными, Дмитрий Анатольевич превратился из хорошего юриста и эксперта в отличного волевого администратора с государственным мышлением», — расточал предвыборные комплименты Путин. Медведев опустил глаза. «В руки такого человека не стыдно и не страшно передать управление страной», — продолжил президент. Медведев не сводил взгляда со своих ботинок.
Напоследок президент приберег главное. «Если наши люди, граждане России, окажут доверие Дмитрию Анатольевичу Медведеву и изберут его новым президентом Российской Федерации, то и я буду готов продолжить нашу общую работу в качестве председателя правительства Российской Федерации. Без изменения властных полномочий между институтом президента и самим правительством», — заключил Путин. Это была скоропостижная развязка интриги, которая началась на минувшей неделе с заявления самого Медведева, попросившего президента после выборов стать премьером. Путин решил не томить и наглядно объяснил, что из власти не уйдет.
Это решение, теперь уже очевидное, порождало массу вопросов, главным образом о том, кто все-таки после марта 2008 года окажется главнее и что же поменяется. Так министр природных ресурсов России Юрий Трутнев, сидевший среди делегатов, признался «Газете.Ru», что пока не знает, как разделят полномочия Путин и Медведев. «Это вряд ли ко мне вопрос, это вопрос отношений двух людей. Президент, очевидно, должен осуществлять политическое руководство и представлять страну на внешней арене, а правительство — это разработка стратегических решений в области экономики и социальной сферы», — рассуждал Трутнев. О том, каким будет премьер-министр Путин, глава МПР задумывается уже сейчас. «Уровень ответственности сильно вырастет, это очень требовательный человек, ставящий очень конкретные задачи», — прогнозировал министр в разговоре с «Газетой.Ru».
«Никакого двоевластия не будет, ведь президент же сказал, что перераспределения полномочий между премьером и президентом не нужно. Номер один будет президент», — заверял журналистов глава РЖД Владимир Якунин, и сам до недавнего времени ходивший в преемниках.
Тут кто-то спросил его, вернется ли Путин в 2012 году. «Я бы очень этого хотел», — ответил компаньон нынешнего главы государства еще по дачному кооперативу «Озеро».
Смешанные чувства преследовали главу Чечни Рамзана Кадырова. «Я и сейчас за то, чтобы Путин остался. Это мой кумир и мой лидер», — заявил Кадыров «Газете.Ru». «Но есть решение команды, поэтому я буду поддерживать. Медведеву очень повезло», — объяснил Кадыров, пообещав между делом, что результат кандидата в Чечне вряд ли окажется ниже результата партии власти на думских выборах. Последний составил к слову 99,3% голосов.
Выступление самого Медведева на съезде не содержало больших неожиданностей, и из него легко было сделать вывод, что свою кампанию преемник построит вокруг социальных тем. Главными задачами первый вице-премьер назвал «динамичное развитие экономики и подъем российского села, открытие новых возможностей для роста малого и среднего бизнеса, повышение благосостояния наших граждан, укрепление социальной сферы и проведение эффективной демографической политики». Тут же он дал понять, что в одиночку не справится. «Убежден, что полное воплощение этой стратегии в жизнь возможно только в месте с ее автором, вместе с Владимиром Путиным. Вот почему, принимая решение баллотироваться, считал принципиально важным, чтобы именно он возглавил правительство», — объяснил преемник. Зал аплодировал.
Грызлов объявил о тайном голосовании. Член президиума генсовета партии Валерий Рязанский проинструктировал делегатов.
Если кто-то хотел голосовать против, надо было зачеркнуть фамилию кандидата на листочке. Если за — то просто опустить бюллетень. Это значительно упрощало процедуру, ведь чтобы перечеркнуть фамилию Медведева, требовалось как минимум отыскать ручку. Как выяснилось по итогам подсчета, не поленился этого сделать только один единоросс.
Имя его осталось втайне. Все остальные преемника поддержали.
После второго перерыва Медведев уехал, а партийцы решили принять некоторые кадровые решения. Главным из них стала рекомендация избрать Бориса Грызлова спикером Думы и поощрение глав кавказских республик. Главы Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, где партия власти получила более 90% голосов, в качестве премии были избраны в Высший совет партии.