Корреспондента журнала The New Times Наталью Морарь не пустили в Россию: она была задержана в аэропорту Домодедово при прохождении паспортного контроля в ночь на воскресенье. Пограничники объяснили, что ей, гражданке Молдавии, отказано во въезде по загадочному постановлению Федеральной службы безопасности России.
Морарь прилетела в Москву около часу ночи в воскресенье из командировки в Израиль. Как рассказал «Газете.Ru» коллега журналистки Илья Барабанов, летевший тем же рейсом, когда уже почти все прошли паспортный контроль, оказалось, что Морарь пускать не хотят. Пограничники, по его словам, сначала отказывались говорить, почему, но потом объяснили, что такое распоряжение поступило из центрального аппарата ФСБ.
Въезд запрещен на основании ст. 27 закона «О порядке выезда из РФ и порядке въезда в РФ», сказали пограничники. Они отказались показать Морарь какой-либо документ, объясняя, что бумага из ФСБ – секретная. В указанной статье описываются причины для отказа во въезде в РФ иностранцам.
В итоге девушка отправилась ближайшим рейсом в Кишинев. Никаких отметок в паспорте ей ставить не стали. Барабанов рассказал, что когда Морарь прибыла в Молдавию, местные пограничники даже не знали, как ее регистрировать, ведь из России ее не депортировали, и Морарь даже не пересекала границу РФ. Но молдаване сказали, что им поступило сообщение о запрете на въезд Морарь в Россию. Никаких документов они также не смогли предъявить.
В понедельник журналистка посетила посольство России в Кишиневе, где ей не смогли объяснить причины недопуска. Морарь рассказали в посольстве, что узнали о ситуации из СМИ. Как рассказала Морарь «Газете.Ru», работники посольства вели себя «дружелюбно» и «были удивлены не меньше». По словам Морарь, в посольстве обещали разобраться как можно скорее и сообщить журналистке причины произошедшего.
Надо отметить, что Морарь легально работала в России: у нее была соответствующая регистрация в ФМС, а также разрешение на работу. Кроме того, она окончила Московский государственный университет. В общей сложности Морарь прожила в Москве 6 лет. В апреле будущего года ей должны были дать ответ на запрос о получении российского гражданства.
Руководство журнала The New Times связывает инцидент с журналистскими расследованиями Морарь. Серия статей была посвящена убийству зампреда Центробанка Андрея Козлова и темной истории с переводом якобы кремлевских денег через банк «Дисконт». В прошлый понедельник вышел текст Морарь о так называемой черной кассе Кремля, из которой администрация президента якобы финансирует все российские политические партии. Заместитель главного редактора журнала Евгения Альбац в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявила, что указание ФСБ об отказе во въезде на территорию России свидетельствует о попытке давления на издание. Она также сказала, что сотрудники The New Times будут оспаривать в суде решение о высылке Морарь.
Другой возможной причиной высылки может быть прежнее место работы Морарь. Она работала пресс-секретарем оппозиционной коалиции «Другая Россия» и участвовала в ее уличных акциях, в том числе «Маршах несогласных».
За молодую журналистку уже вступилось крупнейшее в мире профессиональное объединение работников СМИ — Международная федерация журналистов (МФЖ). В своем заявлении федерация расценила этот случай как свидетельство ущемления свободы прессы. Представители МФЖ обратились также к ОБСЕ и Совету Европы с призывом расследовать инцидент и потребовать разъяснений от российских властей. Они тоже считают, что решение ФСБ было связано с профессиональной деятельностью Морарь, в частности, с ее расследованиями. «Если с журналистом обращаются подобным образом, не давая никакой возможности защититься, значит, свобода прессы находится под угрозой», — заявил генеральный секретарь федерации Эйдан Уайт.
Никаких официальных комментариев ФСБ, Министерства иностранных дел и Федеральной миграционный службы по поводу инцидента пока не поступало.