В четверг два потенциальных кандидата в президенты от оппозиции — лидер Народно-демократического союза России Михаил Касьянов и экс-глава ЦБ, председатель совета директоров ликвидированного ЮКОСа Виктор Геращенко — провели совместный брифинг в офисе Касьянова в Новых Черемушках. До некоторого времени они воспринимались как соперники в борьбе за право стать единым кандидатом от оппозиции в организованных «Другой Россией» праймериз. Причем считалось, что кандидатуру Геращенко лоббирует идейный вдохновитель «Другой России», лидер ОГФ Гарри Каспаров. Но по итогам процедуры, завершившейся в октябре, потенциальным кандидатом от коалиции стал сам Каспаров. Геращенко практически оказался не у дел, а Касьянова еще ранее выдвинуло в президенты на съезде его собственное движение РНДС. Вдобавок другие оппозиционные силы с самого начала заявили о намерении выставить собственных кандидатов в президенты. Так, «Яблоко», согласно решению летнего президиума, скорее всего выдвинет своего неизменного лидера и участника уже двух президентских кампаний Григория Явлинского, а КПРФ — не менее привычного Геннадия Зюганова. О возможности выдвинуть собственного кандидата от партии намекал и лидер СПС Никита Белых. Таким образом, шансы на выдвижение единого кандидата от оппозиции с самого начала выглядели почти несбыточными, а расклад сил довольно запутанным.
Тем не менее Касьянов и Геращенко объяснили журналистам, что в ближайшее время намерены предпринять последнюю попытку договориться об одном политике.
Фактически на выдвижение у оппозиции есть декабрь: согласно закону, кандидаты в президенты должны определиться до конца года, а сама президентская кампания фактически стартует уже в понедельник, после того как Совет федерации назначит выборы президента на 2 марта.
«Если единого кандидата не будет, то шансы у всех по отдельности нулевые», — заметил Геращенко, добавив, что по-прежнему готов на себя взять роль единого кандидата, если большинство оппозиционных сил договорятся и предложат эту роль именно ему. «После 2 декабря, когда станет понятно, что не все политические силы, которые могли бы быть представлены в Думе, туда пустят, они станут более сговорчивыми», — предположил Геращенко. В свою очередь Касьянов объяснил, что также не прочь быть единым кандидатом. «Я знаю, как управлять страной, что делать в первые сто дней и последующие четыре года. Если будет единая конструкция, которая сконцентрирует все демократические силы, я готов быть в такой коалиции на любом месте от первого до пятого», — заявил экс-премьер.
Политик подтвердил «Газете.Ru», что планирует провести переговоры с «Яблоком», СПС и лидером «Другой России» Каспаровым.
Между тем лидер РНДС фактически ушел от ответа, будет ли он участвовать в выборах главы государства, если последняя попытка договориться о едином кандидате не удастся. «Это одно из важнейших условий, но не единственное», — заметил Касьянов. На этой неделе он разослал своим сторонникам в регионах письмо, в котором не исключил своего отказа от участия в гонке в случае неудачных переговоров оппозиционеров. Однако сейчас в окружении экс-премьера заявляют, что письмо было информацией к размышлению в предверии политсовета РНДС, который должен определиться с позицией по поводу кандидатуры Касьянова 28 ноября. После этого вопрос рассмотрит также съезд недавно учрежденной экс-премьеом партии «Народ за демократию и справедливость», который пройдет 7 декабря. «В идеале нам бы хотелось, чтобы кандидат от оппозиции определился до этого времени», — сообщил в четверг Касьянов. Впрочем, уже сейчас очевидно, что к началу предвыборной кампании противники Кремля оказались едва ли не в большей неопределенности, чем сам Владимир Путин, который своего преемника так и не назвал. Таким образом, расклад сил за три месяца до ключевых в стране выборов отстается полностью неясным.