Европейский суд по правам человека в четверг вынес решение сразу по трем делам против России. Все три иска от жительниц Чечни Елены Гончарук, Хееди Махаури и Петимат Гойговой были судьями удовлетворены.
Рассматривавшие дела судьи единогласно решили, что Россия во всех трех делах нарушила две статьи Европейской конвенции о защите прав человека. Россия, по мнению судей, нарушила статью 2 (право на жизнь и эффективное расследование) и статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты). При этом суд постановил, что Россия не нарушила статью 3 (запрещение пыток) в деле Гойговой, и, кроме того, отказался удовлетворить жалобу Гончарук на то, что подверглась сексуальным домогательствам после того, как подала иск.
Согласно решению Страсбургского суда, Россия должна выплатить 67 550 евро Махаури, 54 400 евро Гончарук и 47 299 евро Гойговой.
Общая сумма компенсации пострадавшим составила 169 249 евро.
Гончарук и Махаури в январе 2000 года едва не погибли в ходе зачистки федеральными войсками в Старопромысловском районе Грозного. У Гойговой же в ходе этой зачистки были убиты родственники: мать и брат. «Кавказский узел» напоминает, что бомбардировки и обстрелы Грозного в ходе второй чеченской войны начались в сентябре 1999 года, а в декабре город был блокирован федеральными силами. Безопасные коридоры для выхода из Грозного обеспечены не были, и десятки тысяч людей так его и не покинули. Старопромысловский район, где проживали все три заявительницы, был первым взят под контроль российскими военнослужащими. В январе военными там были убиты десятки остававшихся в своих домах жителей.
Как говорится в судебном решении, 19 января Гончарук вместе с соседями скрывалась в подвале своего дома. Российские военные, по ее словам, распылили в подвале слезоточивый газ, приказали всем выйти оттуда и расстреляли их. Пять человек погибли, выжила только раненная в грудь и потерявшая сознание Гончарук. Ночью она покинула Грозный, и ей сделали операцию уже в госпитале в Ингушетии.
Гойгова 19 января пыталась попасть в Грозный, чтобы повидать своего брата Саид-Магомеда и мать Марьям. На следующий день Гойговой рассказали, что ее мать была накануне ранена шрапнелью, и три человека, включая ее брата, попытались вывезти мать Гойговой из Грозного, однако были остановлены российскими солдатами, которые избили их, а затем расстреляли всех четверых.
Позже Гойгова нашла труп матери с пулевым ранением в голову и тело брата с дюжиной огнестрельных ран и отрезанным ухом.
Махаури уехала из Грозного накануне зачистки и вернулась в город 22 января. Она обнаружила, что ее дом разрушен. Ее заметили российские солдаты, схватили и вместе с двумя другими женщинами расстреляли. Махаури была серьезно ранена, но выжила, однако осталась инвалидом.
Страсбургский суд напоминает, что правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад, в котором обвинила российскую армию в убийстве 38 мирных жителей в Старопромысловском районе в тот же период. Кроме того, суд отметил, что в России заявительницам не было обеспечено право на эффективное судебное разбирательство. В мае 2000 года Генпрокуратура России начала расследование массового убийства мирного населения 19 января 2000 года в Грозном, и родственники Гойговой попали в список убитых лиц. Однако в ходе расследования выяснилось, что люди были убиты неизвестными лицами. К аналогичному выводу следствие пришло и в деле Махаури. Российская сторона утверждает, что не существует никаких доказательств того, что убийства были произведены именно российскими военнослужащими, так как военная прокуратура таких фактов не выявила.
По статистике, каждое пятое дело в Европейском суде по правам человека — из России, причем большинство жалоб поступает из республик Северного Кавказа. Сейчас на рассмотрении в Страсбурге находятся 200 дел из Чечни. Только в 2007 году Россия уже проиграла несколько дел жителям Чечни, в том числе родственникам Аюбхана Магомадова, который был задержан у себя дома российскими властями и исчез, а также заявителям по делу Зуры Битиевой, которую вместе с родственниками убили в 2004 году российские военнослужащие, и т. д.