Во вторник вечером на проходящей в Нью-Йорке Генассамблее ООН началась общеполитическая дискуссия. Обстановка накалилась еще накануне, когда стало известно, что с трибуны ООН в один день выступят глава США Джордж Буш, президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад и французский лидер Никола Саркози, грозивший ранее Тегерану военной акцией. В итоге оправдались самые драматичные прогнозы. Сессию открыл генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, первым выступил президент Бразилии Луиш Инасиу да Силва.
После бразильца на трибуну взошел Джордж Буш. Он начал с призыва активно поддерживать государства, недавно начавшие демократические преобразования. По его словам, члены ООН обязаны поддержать народы, страдающие от диктаторских режимов в таких странах, как Белоруссия, Северная Корея, Сирия и Иран. Буш подчеркнул, что в вышеперечисленных странах грубейшим образом нарушаются права человека.
Западные обозреватели отмечают в связи с этим, что американский лидер подкорректировал так называемую ось зла. Теперь в нее включена Белоруссия.
Буш также призвал другие страны оказать поддержку в борьбе за демократию в Афганистане, Ираке и Ливане. Говоря о нарушениях прав человека на Кубе, американский лидер назвал Фиделя Кастро, который, как известно, последние несколько месяцев тяжело болеет, «жестоким диктатором, чье правление близится к концу». Он также сказал, что «кубинский народ уже готов обрести свободу».
В этот момент кубинская делегация покинула зал заседаний в полном составе.
Представитель Кубы в ООН затем высказал протест в связи с выступлением Буша. По словам дипломата, американский президент не имел морального права критиковать какие-либо нации с трибуны ООН. Он также возложил на США ответственность за смерть более чем 600 тыс. граждан в Ираке.
В продолжение своего выступления Буш, призвав кубинцев к «оранжевой революции», обрушился на власти Мьянмы, где, по его словам, грубо нарушаются права человека и в последние дни проходят крупные акции протеста против находящихся у власти военных. В отношении режима Мьянмы американский президент обещал ввести санкции. Затем он обрушился с критикой на режимы Судана и Зимбабве. А Украину, Грузию и Киргизию похвалил за стремление к свободе и демократии.
Выступление президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада получилось, во-первых, также программным, а во-вторых, не менее драматичным, чем выступление Буша. Свою речь глава Исламской Республики начал с молитвы. После этого последовала критика в адрес США, в которой чувствовалось раздражение иранского лидера тем, как его приняли накануне в Колумбийском университете (Ахмадинеджад участвовал в дискуссии со студентами и профессурой, во время которой ректор университета представил гостя «недалеким и жестоким диктатором»).
Он назвал США «хулиганствующей империей, позволяющей себе создавать систему противоракетной обороны, усиливая таким образом угрозу войны». Затем глава Исламской Республики потребовал ни больше ни меньше изменения структуры и статуса Совета Безопасности ООН.
По его словам, «некоторые члены Совбеза действуют как обвинители, судьи и палачи». «Отношения между членами Совбеза, обладающими правом вето, и другими странами, попадающими в поле их внимания, напоминают отношения хозяина и слуги в средние века», — сказал Ахмадинеджад. Иранский лидер затронул и вопрос о развитии национальной ядерной программы. Он назвал «незаконными» действующие в отношении Тегерана международные санкции и заявил, что ядерное досье Ирана перестало быть политической проблемой, поскольку Тегеран активно сотрудничает с МАГАТЭ. Наблюдатели отмечают в этой связи, что в начале недели в Тегеране завершились двухдневные переговоры между иранскими экспертами в ядерной сфере и коллегами из МАГАТЭ. Детали консультаций не разглашаются, однако, судя по словам Ахмадинеджада, стороны договорились о продолжении инспекций иранских ядерных объектов. В своей речи Ахмадинежад коснулся и вопроса Израиля. Он заявил о необходимости освободить Палестину от «незаконного сионистского режима».
Выступление французского президента Никола Саркози было выдержано в одном ключе с речью его американского коллеги, что, впрочем, уже никого не удивляет. Саркози заявил, что ООН не следует позволять Ирану заполучить в свое распоряжение ядерное оружие, поскольку в противном случае «резко дестабилизируется ситуация в регионе и во всем мире». Саркози при этом не отказал Ирану в праве на развитие мирного атома. Он заключил, что «в мире не будет мира, если международное сообщество отступит от условий ядерного соглашения».
Канцлер Германии Ангела Меркель оставила в стороне вопросы внешней политики, свободы и терроризма и говорила в основном о защите климата. Она, в частности, призвала участников к скорейшему принятию соглашения, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу. Присутствовавшая на Генассамблее госсекретарь США Кондолиза Райс заверила Меркель, что Вашингтон поддерживает идею заключения нового экологического соглашения под эгидой ООН.
Напомним, что по протоколу на Генеральной ассамблее ООН может выступить лидер или глава правительства любого государства. В виде исключения от страны может быть послан министр иностранных дел. На выступление отводится 15 минут. Тему такого выступления каждая страна определяет самостоятельно. В среду общеполитическая дискуссия, в ходе которой каждому из почти 200 мировых лидеров предоставляется слово, будет продолжена.