Большая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворила иск капитана запаса вооруженных сил Константина Маркина против властей России, сообщает «Интерфакс».
В 2010 году Европейский суд уже согласился с тем, что российские мужчины-военнослужащие имеют право на отпуск по уходу за детьми.
Согласно российскому законодательству, воспользоваться таким отпуском могут, помимо матери ребенка, еще и отец или любой близкий родственник. Единственным исключением из данного правила являются мужчины-военнослужащие.
В 2004 году Маркин подписал контракт на службу в российской армии, выполнял обязанности оператора радиоразведки. В 2005 году он развелся с женой после рождения третьего ребенка и решил сам воспитывать детей. Маркин обратился к командованию с просьбой предоставить ему трехлетний отпуск по уходу за ребенком. Начальство отказало ему в предоставлении отпуска.
В 2009 году Маркин обратился с жалобой в Конституционный суд России, однако судьи отклонили иск, посчитав, что мужчины-военнослужащие не могут брать трехлетний отпуск по уходу за ребенком. Судьи пришли к выводу, что соответствующие пункты «Закона о воинской обязанности и военной службе» не противоречат положениям Конституции.
Маркин подал исковое заявление в ЕСПЧ на отказ российских властей в предоставлении мужчинам-военным отпуска по уходу за ребенком.
В итоге судьи заключили, что лишение права военнослужащих на получение отпуска по уходу за ребенком является дискриминационным. Тем самым российские власти нарушили статью 14 Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод (запрещение дискриминации), а также статью 8 (право на частную и семейную жизнь).
В ЕСПЧ пришли к выводу, что мужчины-военнослужащие должны иметь равные права с женщинами, которым отпуск по уходу за ребенком предоставляется. Судьи удовлетворили жалобу Маркина на дискриминацию по гендерному признаку против России и пришли к выводу, что у военачальников не было оснований отказать ему в предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Сегодня суд обязал власти России выплатить Маркину 3 тыс. евро в возмещение морального ущерба и еще 3150 евро — в возмещение судебных издержек.