Голос главкома ВВС Польши генерала Бласика, которого подозревали в давлении на экипаж президентского Ту-154, разбившегося под Смоленском в 2010 году, не звучал в кабине пилотов, официально заявил журналистам в Варшаве представитель польской военной прокуратуры. В пятницу со ссылкой на источник об этом сообщила газета Rzeczpospolita.
«Голос генерала Бласика не звучал в кабине», - заявил представитель прокуратуры на пресс-конференции в столице Польши. При этом он не уточнил, кому принадлежал голос человека, который ранее приписывался генералу Бласику.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который занимался расследованием авиакатастрофы, летом 2011 года сообщил о том, что генерал Бласик находился в кабине пилотов до момента столкновения Ту-154 с землей и оказывал психологическое давление на экипаж. Его, в частности, обвиняли в отдаче команд во время посадки.
Ранее российское расследование информировало, что на присутствие генерала Бласика в кабине пилотов указывал характер повреждений, полученных им во время катастрофы, и положение тела после падения Ту-154.
Польский прокурор, отвечая на вопросы журналистов во время пресс-конференции, отказался комментировать эти сведения. По его данным, однозначного ответа на вопрос о том, был ли Бласик в кабине, нет.
«К сожалению, нельзя сказать однозначно, что послужило причиной катастрофы», - добавил представитель военной прокуратуры, добавив, что следователям необходимо сопоставить все результаты расследования.
По его словам, эксперты проанализировали записи образцов голоса как членов экипажа, так и тех, кто мог находиться в кабине пилотов во время полета. Прокурор уточнил, что анализировались записи «черных ящиков» как Ту-154, так и польского Як-40, севшего в Смоленске незадолго до этого. Прежде всего, эксперты удостоверились, что переданная Польше 38-минутная цифровая копия записи соответствует оригиналу. Трудность с расшифровкой была вызвана высоким уровнем фонового шума и низкого качества микрофонов, сказал он.
Расшифровкой неразборчивых фрагментов записей переговоров летчиков занимались эксперты краковского Института судебной экспертизы имени Яна Зена.
Главный военный прокурор Польши Парульский, в свою очередь, сообщил журналистам на пресс-конференции о других экспертизах, заказанных в связи с этим делом. В частности, психологам был заказан анализ психологического состояния экипажа самолета Ту-154 перед катастрофой и их психологический портрет, сказал он.
Как заявил на пресс-конференции генпрокурор Польши Серемет, польские следователи в настоящее время сосредоточились на выявлении нарушений в процессе подготовки пилотов «президентского» полка, который выполнял перевозку высшего руководства Польши.
Польский Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку. Погибли 96 человек - восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, его супруга и часть руководства Польши. МАК в конце июля 2011 года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.