В «Росавтодоре» готовы рассмотреть альтернативные проекты строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Об этом первый заместитель председателя правления госкорпорации Сергей Кельбах заявил на общественных слушаниях, прошедших в среду в офисе партии «Яблоко». Обсуждение альтернативных проектов, по предложению Кельбаха, пройдет на круглом столе в Общественной палате.
В руководстве «Росавтодора» понимают, что «необходимо выдерживать баланс между развитием транспортных магистралей и минимизацией вредного воздействия на окружающую среду», отметил Кельбах. Однако, по его мнению, не построив ЦКАД, невозможно решить проблему транспортно коллапса в Москве. «Нам досталась в наследство архаичная транспортная структура 19 века, которую нужно менять», — заявил он. Основной задачей дороги, протяженность которой составит 520 километров, станет перераспределение грузовых потоков, идущих с востока на запад и с юга на север, на рубеже 40-60 км от столицы, отметил Кельбах. Причем, на ЦКАДе никогда не будет пробок, пообещал он: «на платной автотрассе не будет ни светофоров, ни левых поворотов, водители смогут спокойно ехать на средней скорости в 100 км/час».
Между тем, при реализации проекта ЦКАД в предложенном «Росавтодором» варианте будет вырублено 2,3 тыс. гектаров (0,1%) лесных угодий Московской области. По мнению лидера внутрипартийной фракции «Яблока» «Зеленая Россия» профессора Алексея Яблокова, это «станет угрозой жизнеобеспечивающим системам Подмосковья». Эколог убежден, что лесозащитный пояс Москвы вообще трогать нельзя. Дороги в объезд Москвы, а именно эту задачу призван решать ЦКАД, необходимо строить в сопредельных областях, уверен Яблоков.
Кроме того, считают выступавшие на слушаниях эксперты, еще одно кольцо вокруг Москвы не решит транспортную проблему, а только загонит ее вглубь. По словам директора департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игоря Николаева, ЦКАД снова замыкает транспортный поток на Москву, вместо того, чтобы создать прямое сообщение между регионами страны. Кроме того, как отметил Николаев, власти пока не объяснили, как будет соотноситься два проекта – ЦКАД и «циклопическая Москва». Судя по представленному проекту, значительная часть новой кольцевой дороги пройдет по новой территории города, и, по мнению эксперта, в этом случае неизбежно повторение проблем МКАД, возникших из-за того, что дорога стала внутригородской магистралью.
По мнению члена Генсовета «Деловой России» Анатолия Лейриха, полноценное заключение по проекту может дать только нормальная общественная экспертиза. Пока же власти лишь формально проводят публичные слушания по проекту ЦКАД, выполняя требования Градкодекса. Что до качества этих слушаний, то, по словам участвовавших в обсуждении представителей подмосковных городов Клин и Солнечногорск, несмотря на заверения «Росавтодора», в районах они проходят с нарушениями, и к мнению местных жителей никто прислушиваться не собирается.