Страх перед ЕГЭ, неуспехи в учебе и психологическое насилие со стороны педагогов все чаще становятся причинами суицидов в подростковой среде. Об этом сообщил уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов на проведенном президентом Дмитрием Медведевым совещании по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в учреждениях дошкольного и общего образования. Кроме того, сводить счеты с жизнью детей заставляют конфликты со сверстниками и учителями, а также «низкий уровень школьной адаптации». Астахов привел в пример ситуацию в Якутии, когда учительница вместе со всем классом издевалась над мальчиком, ребенок не выдержал психологического давления и покончил жизнь самоубийством.
По данным омбудсмена, Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет. (По числу самоубийств во всех возрастных группах Россия находится на шестом месте — после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларусии и Японии). По словам Астахова, на 100 тыс. несовершеннолетних приходится 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота суицидов 10-14-летних детей колеблется в пределах от трех до четырех случаев на 100 тыс., а среди подростков 15-19 лет — 19-20 случаев, превышая средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза. В среднем в стране ежегодно кончают с собой более 200 детей и 1,5 тыс. подростков. А согласно проведенному среди школьников анкетированию, один из самых популярных запросов в интернет-поисковиках – «способы совершения самоубийства».
Число детских самоубийств начинает существенно расти на Урале и зашкаливает в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. По данным, поступившим из субъектов, в 2009 году число детей и подростков, совершивших оконченный суицид и попытки суицида, составляло 3973 человек (самые высокие показатели в Челябинской области, Пермском крае, Омской области, Саратовской области, Краснодарском крае). В 2010 году аналогичный показатель составил 3762 человек (самые высокие показатели в Республике Башкортостан, Омской области, Пермском крае, Краснодарском крае, Иркутской области).
По словам омбудсмена, сейчас все усилия должны быть сконцентрированы на профилактической работе, однако, проводить ее некому: при такой страшной ситуации с подростковыми самоубийствами 65% школ не имеют в своем штате психологов. По его мнению, в школе обязательно должен быть специалист, способный оказать помощь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и испытывающему психологические проблемы. Это может быть уполномоченный по правам ребенка в школе (в ряде регионов — Москве, Волгограде, Тюмени, Карелии – такие уполномоченные уже работают), студенты педвузов или так называемая служба примирения — популярный в странах Запада институт, куда входят пользующиеся авторитетом у школьников учителя, психологи и представители родительского комитета.
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова предложила выявлять подростков склонных к суицидам путем анкетирования в школах, а также создать в учебных заведениях должность специалиста по общественному здоровью, чьи полномочия были бы несколько шире, чем у школьного психолога.