Власти Подмосковья вновь подняли вопрос о спорных территориях площадью 390 га в Щербинке на границе Москвы и Подмосковья. Мособлдума обратилась в Конституционный суд за толкованием части 1 ст. 85 Конституции РФ, которая устанавливает право президента использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами госвласти субъектов РФ. Областные депутаты считают, что до окончания таких процедур суды не могут принимать решения по спорным вопросам и просят КС внести ясность в вопрос о том, кто должен решить этот спор – президент или судебные инстанции.
Как объяснил журналистам спикер Мособлдумы Валерий Аксаков, областной парламент несколько лет назад принял закон «О статусе и границах Подольского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» в части включения в границы Подольского района территории общей площадью 390 гектар вблизи Щербинки. Однако Московский областной суд, а потом и Верховный суд приняли решения о непризнании этого закона».
Затяжной конфликт между администрациями Москвы и Подмосковья длится с конца 2006 года, когда столичные власти приняли решение о начале строительства жилья в Щербинке. Компания СУ-155 начала строить здесь 410 тыс. кв. м жилья, из которых 252 тыс. кв. м, согласно условиям инвестконтракта, должно быть передано Министерству обороны РФ для предоставления квартир военнослужащим. Однако о своих претензиях на эту территорию сразу заявила администрация Подмосковья.
В 2007 году президент Владимир Путин своим распоряжением запустил согласительную процедуру, которая до сих пор не завершена. Тем временем суды различных уровней признали права Москвы на площадки в Щербинке, после чего там в короткие сроки было развернуто широкомасштабное строительство. «Согласительная комиссия еще работает, а Верховный суд уже принимает решение о незаконности областного закона!», — подчеркнул Аксаков, упомянув кроме Щербинки в числе спорных территорий Химки и Некрасовку Люберецкого района.
Между тем, пошлой осенью, после серьезного противостояния, как в коридорах власти, так и на самой стройплощадке, власти города и области вдруг заявили о том, что инцидент полностью исчерпан. Правда, подробности «мирового соглашения» тогда не сообщались — как и причины нынешнего возврата к «военным действиям».