Смена альфа-самца приводит к выкидышам у беременных самок обезьян гелад. Таким образом, они готовятся к размножению с новым альфа-самцом, показало исследование американских ученых, опубликованное в журнале Science, о котором рассказывает «К«Компьюлента».
В 1959 году биолог Хильда Брюс обнаружила странный феномен: у беременных самок мышей случался выкидыш, когда к ним подсаживали нового самца. То есть самец как бы избавлялся от ещё не родившегося потомства своего соперника. С тех пор этот эффект (получивший название эффект Брюс) наблюдали у и других грызунов. Но всё это происходило в стенах лабораторий, и никто не мог сказать, может ли новый самец спровоцировать такие выкидыши в природе.
Исследователи из Мичиганского университета (США) обнаружили Брюс-эффект у обезьян гелад. Эти африканские обезьяны живут сообществами из десятка самок, нескольких самцов и одного самца-главаря. Доминантный самец — единственный, кто имеет право спариваться с самками, других он к гарему не подпускает. Остальные самцы время от времени пытаются свергнуть главаря, и рано или поздно кому-то это удаётся. В среднем срок «президентства» альфа-самца равен трём годам.
В течение пяти лет зоологи наблюдали за несколькими группами обезьян, общее число самок в которых превышало сотню, а эпизодов смены «верховного правителя» за это время было двадцать восемь. И, как только это случалось, почти все беременные самки в тот же день теряли вынашиваемых детёнышей. Связь между событиями была очевидной; отныне это первый случай, когда Брюс-эффект наблюдается, во-первых, не у грызунов, а во-вторых, в дикой природе.
Механизмы этого исследователям ещё предстоит выяснить. Возможно, тут задействованы химические сигналы самца; возможно, всему причиной социальные перемены в группе; возможно, и то и другое вместе. Не менее загадочным кажется сам факт: почему в принципе самки обезьян идут на такой шаг? Ведь им, на первый взгляд, от выкидышей один ущерб: они потратили энергию на зачатие и вынашивание детёныша, кроме того, выкидыш уменьшает вероятность передачи генов следующему поколению. Но как раз этому существует вполне достоверное объяснение. Дело в том, что новый лидер истребляет всех грудных младенцев в стае. С точки зрения эволюции его можно понять: он уменьшает шансы бывшего конкурента оставить потомство, таким образом расчищая в будущем место для собственных детей. При этом самец не убивает тех детёнышей, которые перестали сосать материнское молоко; если бы он убивал ещё и их, численность популяции после очередной смены власти сильно уменьшалась бы.
Поэтому самки, беременные от предыдущего самца, предугадывают такое развитие событий и спешат обойтись «малой кровью», ведь нет никакого смысла тратить силы и время на донашивание и рождение детёныша, если его тут же убьют. В то же время, как пишут исследователи, у самок после выкидыша быстро восстанавливался гормональный баланс, необходимый для нового зачатия. Беременность у гелад длится полгода, и, если учесть трёхлетнее время правления самца, у детёнышей, зачатых сразу после смены власти, есть все шансы остаться в живых: они станут самостоятельными задолго до очередного «переворота». В общем, самки поступают вполне целесообразно: выигрыш в эволюционной гонке оправдывает подобную жертву.