Путин в Дубне осмотрел синхрофазотрон

Премьер-министр РФ Владимир Путин во вторник в подмосковном наукограде Дубна проведит заседание правительственной комиссии по инновациям и высоким технологиям. Посещение Дубны премьер начал с лаборатории физики высоких энергий, где еще в 50-х годах был разработан легендарный синхрофазотрон (ускоритель частиц) — одно из главных достижений советской науки в те годы наряду с запуском первого космического спутника. В 1993 году здесь был построен первый в Европе ускоритель тяжелых ионов высоких энергий — нуклотрон.

Благодаря уникальным установкам в лаборатории созданы условия для проведения широкого круга исследований в области физики элементарных частиц, физики ядра и других направлениях науки. Результаты исследований сегодня крайне востребованы, в частности, в аэрокосмической и нефтедобывающей промышленности.

На базе лаборатории и модернизированного нуклотрона в настоящее время реализуется крупный международный проект NICA по созданию ускорительно-экспериментального комплекса для фундаментальных исследований сверхплотного ядерного вещества. В нем уже задействованы более 700 ученых из 32 стран. Ожидается, что проект будет завершен в 2017 году, а затраты российской стороны оцениваются от 300 миллионов до 1 миллиарда долларов.

Как рассказал руководитель лаборатории Владимир Кекелидзе, по значимости этот проект можно сравнить со знаменитым Большим адронным коллайдером в Швейцарии. Однако в отличие от коллайдера в рамках NICA будут изучать не «кирпичики Вселенной» (кварки и глюоны), а сверхплотное ядерное вещество. При этом первые физические результаты работы по этой программе будут получены в более короткие сроки и с более высокой точностью, что позволит России стать одним из лидеров в области физики высоких энергий. «Проект NICA позволит получить данные о ранней Вселенной и о процессах, происходящих в звездах. Но главное — он даст новые знания, которые будут востребованы в самых разных областях деятельности человека. В конце концов, в свое время открытие электричества не ставило целью создание лампочки», — сказал Кекелидзе.

Кроме того, главу правительства познакомили с работой Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), который в этом году отмечает 55-летие со дня создания. В настоящее время эта межправительственная научно-исследовательская организация объединяет ученых из 18 стран. В общей сложности в ОИЯИ работают более 5500 специалистов. Деятельности института развивается по трем направлениям: фундаментальная наука, инновации и образование. За последние 10 лет ученые института открыли шесть новых сверхтяжелых элементов таблицы Менделеева, за что руководители ОИЯИ были удостоены госпремии РФ в области науки и технологий за 2010 год.

Среди разработок, созданных на базе научных открытий ученых, наиболее известны ускорители частиц, применяемые в радиомедицине, а также детекторы по обнаружению взрывчатки и наркотиков, которые активно внедряются на транспорте.

В России вновь вырос спрос на майские путешествия