Бактерии кишечника влияют на возникновение умственных расстройств

Ученые доказали, что бактерии, населяющие кишечник мышей, оказывают влияние на работу головного мозга, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые считают, что бактерии кишечника могут приводить к предрасположенности к депрессии и беспокойному поведению, и полагают, что микроорганизмы могут быть «виновны» в развитии умственных расстройств у людей.

Открытие Свена Петтерсона из Каролинского института в Стокгольме, Швеция, и его коллег могут привести к развитию новых подходов в лечении расстройств в работе головного мозга у людей.

Совокупность всех микроорганизмов, населяющих человеческое тело и превосходящих по численности собственные клетки организма в десять раз (человеческий микробиом) в последние десятилетия привлекает все больше внимания ученых. Исследователи ранее доказали взаимосвязь между жизнедеятельностью микробов и сбоями в работе организма - аллергиями, ожирением и другими.

В своей работе ученые под руководством Петтерсона сравнили поведение двух популяций мышей, одна из которых была полностью лишена бактерий кишечника, тогда как вторая представляла собой нормальную популяцию с полным набором кишечнополостных микроорганизмов. Авторы публикации изучили работу определенных генов в различных участках головного мозга животных.

«Стерильные» мыши оказались более подвижными и проводили больше времени, исследуя предоставленное им жилое пространство. Животные проявляли большую смелость по сравнению с нормальной популяцией животных. Например, «стерильные» животные не боялись выходить на светлые участки клеток, тогда как нормальные мыши предпочитают темные закоулки.

Это преимущество в поведении мыши могли передать и по наследству своим потомкам, однако только в том случае, если и новое поколение в период внутриутробного развития и после рождения на свет было «стерильным» и не подвергалось воздействию кишечнополостных микробов.

Ученые обнаружили, что «стерильные» животные в отличие от своих нормальных собратьев существенно лучше справляются с разложением химических молекул, активность которых в головном мозге сопровождается депрессией и беспокойством - норадреналина и дофамина. При этом авторы публикации сумели выявить различия в работе десятков генов в мозгу «стерильных» и нормальных животных.

Авторы статьи также отметили, что микробы кишечника приводят к недостаточным количествам белковых молекул в мозге, необходимых для роста и созревания нервных клеток. Таким образом, микробы могут оказывать влияние на развитие головного мозга еще на стадии внутриутробного роста.

Несмотря на то, что приведенные научные данные пока трудно напрямую использовать для разработки методов лечения людей, они указывают на явную взаимосвязь между человеческим микробиомом и работой головного мозга. Похожие взаимосвязи могут лежать и в основе неизлечимых на сегодняшний день умственных расстройств, например, шизофрении.

Арестован главв Центра тестирования по делу о незаконной миграции