Младенцы возрастом менее года понимают, «кто в доме хозяин»

Ученые впервые обнаружили, что даже младенцы возрастом менее года понимают принципы силы и подчиненности, на которых основана социальная иерархия, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science в пятницу. Группа психологов под руководством Сьюзан Кэри (Susan Carey) из Гарвардского университета после ряда экспериментов пришла к выводу, что человек может быть от рождения «запрограммирован» на понимание разницы в силе между людьми, что помогает младенцу ориентироваться в устройстве общества. Предыдущие работы на тему восприимчивости младенцев к происходящему вокруг, показали, что уже в 10 месяцев ребенок способен различать типы социальных взаимодействий между людьми и определять, имеет ли место конфликтная ситуация, помогают ли люди друг другу, или кто-либо пытается помешать своему конкуренту.

В своей работе Кэри и её коллеги провели новую серию экспериментов, чтобы выявить способность младенцев понимать проявления социального доминирования и подчиненности. В ходе эксперимента 144 младенца, возрастом от 8 до 16 месяцев, сидя на коленях у своих матерей, изучали события, которые разворачивались на экране монитора. Ученые с помощью мультипликационных фильмов моделировали конфликтные ситуации между людьми. В качестве моделей выступали прямоугольные блоки, наделенные человеческими признаками — глазами и ртом — которые двигались по экрану из одного конца в другой. Использование простых фигур, а не изображений человека, по мнению ученых, позволило сконцентрировать внимание младенцев на сути происходящего, не отвлекая их второстепенными деталями.
Сначала по экрану слева направо продвигался большой блок, в следующем ролике ему навстречу выдвигался маленький, встречаясь в центре экрана, блоки останавливались друг напротив друга, моделируя социальный конфликт. Дальше ситуация могла развиваться двумя способами — вперед продвигался один из блоков, тогда как второй ему уступал.

Если уступал маленький блок, то после окончания ролика младенцы продолжали внимательно наблюдать за экраном еще около одной-двух секунд, после чего переключались на что-либо еще в комнате. Если же в конфликте побеждал маленький блок, то младенцы продолжали смотреть на экран ещё пять-десять секунд после окончания ролика.

Ученые полагают, что это является результатом неожиданного для младенцев исхода, когда доминирующий в конфликте объект уступает сопернику. Это подразумевает наличие каких-то дополнительных причин, которые дети и пытаются уловить, наблюдая за экраном дополнительное время.

Важность социального характера наблюдаемого младенцами конфликта ученые выявили в серии дополнительных экспериментов, когда блоков лишили человеческих атрибутов (глаз и рта). В этом случае разница во времени наблюдения в случае различных исходов исчезла. При этом эксперименты с младенцами 4-6 месяцев не давали аналогичных результатов. Ученые пришли к выводу, что способность различать доминирующую и подчиненную сторону в конфликте появляется у детей в возрасте 8-10 месяцев.

«Одной из основных задач науки о человеческом сознании является понимание истоков богатых возможностей мозга для построения абстрактных концепций наблюдаемых явлений. Определение исходного состояния, предметно-изобразительных способностей младенцев, является частью этой задачи. Наша работа показывает, что младенцы практически с рождения обладают возможностью абстрактно воспринимать проявления окружающего их социального мира», — говорит Кэри.

В Белгороде сообщили о работе ПВО