Антрополог Риэль-Сальваторе: неандертальцы не заимствовали достижения Homo sapiens

Неандертальцы успешно применяли технические новшества для адаптации к изменяющимся природным условиям, не заимствуя достижения человека разумного, это заставляет по-новому взглянуть на их культурные способности, полагает антрополог Жюльен Риэль-Сальваторе. В течение многих десятилетий ученые считали, что неандертальцы создавали свои инструменты исключительно благодаря контакту с Homo sapiens. Однако, как следует из результатов нового исследования, выполненного Жюльен Риэль-Сальваторе из Университета Колорадо (Денвер, США), неандертальцы самостоятельно разрабатывали технические новшества.

«Я реабилитирую способности неандертальцев. Они были намного более находчивыми, чем мы полагали ранее», — цитирует антрополога пресс-релиз Университета Колорадо. Результаты его работы будут представлены в декабрьском номере журнала Journal of Archaeological Method and Theory.

В течение семи лет ученый изучал места пребывания неандертальцев по всей территории Италии, уделив особое внимание исчезнувшей улуццианской культуре, существовавшей на юге страны. Риэль-Сальваторе обнаружил среди археологических памятников улуццо охотничьи принадлежности, костяные инструменты и предметы для рыбной ловли. Такие новшества до сих пор не приписывались неандертальцам. Однако то, что эти предметы найдены в районе, географически отделенном от мест поселения людей современного типа, говорит в пользу их изготовления неандертальцами.

Приблизительно 42 тысячи лет назад ориньякская культура, связанная с человеком разумным, появилась в северных районах Италии. Центральная Италия была занята неандертальцами - носителями мустьерской культуры, которая существовала в этом районе, как считают ученые, около 100 тысяч лет. А на юге итальянского полуострова возникла новая, отличная от мустьерской, культура улуццо, которая также была создана неандертальцами.

«Если культура улуццо — неандертальская культура, то из этого следует, что для создания технических новшеств неандертальцы не нуждались в контактах с Homo sapiens. Это, если угодно, «гуманизирует» их», — такой вывод делает Риэль-Сальваторе.

Тысячи лет назад юг Италии претерпевал климатические изменения, став все более открытым и засушливым. По мнению антрополога, неандертальцы, жившие в этом районе, столкнулись с жесткой дилеммой: приспособиться к новым условиям или исчезнуть. Полученные данные свидетельствуют, что местные жители начали придумывать и использовать новые инструменты (например, дротики), чтобы охотиться на небольших животных, поскольку традиционные объекты охоты — крупные млекопитающие — постепенно вымирали.

«Тот факт, что неандертальцы смогли приспособиться к новым условиям благодаря использованию технических новшеств, показывает, что они были культурно подобны нам. Мы скорее братья, чем дальние родственники», — говорит Риэль-Сальваторе.

Он не считает, что неандертальцы истреблялись современными людьми. Причина исчезновения неандертальцев, по его мнению, другая: «Homo sapiens, возможно, существовал в более многочисленных группах и имел более высокие коэффициенты рождаемости».

Останки неандертальцев были впервые найдены в 1856 году в ущелье Неандерталь возле городов Дюссельдорф и Эркрат (Германия). Кем были неандертальцы, как они жили и почему исчезли, остается загадкой для ученых. По оценке генетиков, содержание генов неандертальского происхождения в ДНК современных людей может составлять от 1% до 4%. Эти гены были найдены в геноме людей, живущих десятки тысяч лет в Европе и в Азии, но их не было в геноме потомков людей, которые никогда из Африки не уходили.

Украинский командир заявил о самой сложной с начала конфликта ситуации на фронте