Древние греки могли видеть комету Галлея

Небесное событие, замеченное древними греками между 466 и 467 годами до нашей эры, могло быть одним из самых ранних зафиксированных случаев наблюдения кометы Галлея в истории человечества. Как сообщает научный журнал New Scientist, писания древнегреческих астрономов, наблюдавших за падением метеорита на севере Греции примерно в тоже время, также указывают на наличие светящегося объекта в небе. Если эти сведения подтвердятся, то первое официальное свидетельство о появлении этого небесного тела произошло почти на 226 лет раньше, чем предполагали историки. Ранее считалось, что первыми прохождение кометы наблюдали китайские и вавилонские астрономы, в 240 году до нашей эры.

Исследователи университета Бригам Янг из Прово, штат Юта, Эрик Хинтц и Дэниэл Грэм проследили траекторию кометы Галлея вплоть до времен существования древнегреческой цивилизации и обнаружили, что ее можно было наблюдать невооруженным глазом на протяжении 75 дней между июнем и августом 466 года до н.э. Ученые также изучили рукописи Аристотеля, повествующие о падении крупного метеорита, «величиной с воз телеги», на территории государства.

Древнегреческий философ в своей научной работе «Метеорология» описывает падение объекта «выгоревшего цвета» и добавляет, что в это время «в западной части неба была видна комета». «Трудно заглядывать так далеко в прошлое, ведь комета — это не затмение, которое можно рассчитать с предельной точностью», - заявил Хинтц в интервью Би-би-си.

Тем не менее астроном выразил уверенность в том, что их подсчеты окажутся верны и добавил, что комета попалась на глаза грекам на три орбиты раньше, чем китайцам.

Любопытно, что по результатам исследований древние китайцы и вавилоны вели гораздо более скрупулезное наблюдение за небесными телами, чем греки, однако архивы европейской цивилизации должны помочь при подсчете общей продолжительности нахождения кометы в пределах видимости. Несмотря на удивительное совпадение между проходом кометы и падением метеорита, ученые скептически относятся к потенциальной взаимосвязи между двумя явлениями.

«Конечно, непосредственная связь между метеоритом и кометой смотрелась бы крайне изящно, если бы кусок Галлеи упал на землю, — отмечает Хинтц. — Но я все же склоняюсь к тому, что это всего лишь забавное совпадение».

В «Спартаке» объяснили безголевую ничью с «Пари НН»