Астрономы обнаружили рекордно далекую сверхновую

Астрономы при анализе архивных фотоснимков обнаружили рекордно далекую сверхновую звезду — она находилась на расстоянии 11 миллиардов световых лет от Земли, почти вдвое дальше, чем ранее известные подобные объекты. Соответствующая работа опубликована в журнале Nature.

Сверхновыми звездами называют мощные взрывы массивных звезд на последней стадии их эволюции. Когда на них «выгорает» весь запас термоядерного горючего и газовое давление падает, они схлопываются под действием собственной гравитации. В результате происходит взрыв, который по яркости может быть сопоставим с целой галактикой. Наблюдения за сверхновыми позволяют ученым исследовать удаленные галактики, закономерности эволюции звезд, понять как развивалась Вселенная. Кроме того, взрывы сверхновых являются источником тяжелых элементов, из которых состоит наша планета и мы сами. Однако сверхновые часто обнаруживают лишь случайно — земные телескопы не могут круглосуточно контролировать всю небесную сферу.

Джефф Кук из университета Калифорнии в Ирвине и его коллеги использовали другой метод поиска - они сопоставляли снимки определенных участков неба, сделанные в течение года со фотографиями того же участка в другие годы. «Если вы положите все снимки в одну толстую стопку, вы сможете увидеть более удаленные и тусклые фотографии. Это все равно, что делать фотографии, открывая затвор на более продолжительное время. Вы соберете больше света, при более продолжительной выдержке», — поясняет Кук, слова которого приводятся в сообщении университета.

В результате на изображениях, полученных на франко-канадском гавайском телескопе в 2005 году, ему удалось обнаружить четыре объекта, похожих на сверхновые. Путем изучения спектра «подозреваемых» на гавайском телескопе Кек ученые подтвердили свою догадку. Найденные ими сверхновые относились к классу IIn - это звезды взрывающиеся в результате коллапса достаточно массивного ядра, в которых цепочка термоядерных реакций дошла до образования железа. Обнаружить их удалось благодаря тому, что они оказались очень яркими в ультрафиолетовой области спектра и из-за красного смещения пик яркости оказался сдвинут в видимый диапазон.

У этих сверхновых оказалось невероятно высокое красное смещение, которое показывает удаленность звезды. Подсчеты показали, что один из найденных объектов удалены от нас на расстояние 11 миллиардов световых лет. Ранее известная самая удаленная сверхновая находилась в шести миллиардах световых лет.

«Вселенной было около 13,7 миллиарда лет, мы видим одни из самых первых появившихся звезд», — говорит Кук.

Кабмин Финляндии заявил, что соглашение с США по обороне ограничит суверенитет страны