Учёт приливного характера ускорения, которое оказывают гипотетическая «планета X» или звезда-спутница Солнца Немезида, значительно изменил ограничения на расстояния до этих планет. Исправление ошибки по-прежнему не оставляет шансов найти сколько-нибудь приличную «планету X» на границе пояса Койпера – в районе 75-80 астрономических единиц (около 11-12 миллиардов км) от Солнца.
А вот для Немезиды появилось место – в форме бурого карлика она может находиться на расстоянии от примерно 4-5 тысяч астрономических единиц (600-750 миллиардов км) от Солнца, а в форме красного карлика массой до половины массы Солнца – до 9 тысяч а.е.. Таким образом, Немезида вполне может двигаться в облаке Оорта, и не оказывать значимого влияния на движение внутренних планет Солнечной системы. Там бы могло поместиться даже второй Солнце, но нормальную звезду мы бы, конечно, заметили.
Итальянский ядерщик Лоренцо Иорио, автор работы, описанной в «Газете.Ru» в понедельник, понял, что в его расчётах уместно использовать лишь ту часть притяжения внешнего тела, что меняется в пространстве от точки к точке, а не среднее ускорение, действующее на внутренние области Солнечной системы в целом. Такая переменная в пространстве часть называется приливной и зависит от расстояния до внешнего тела, как обратный куб этой величины, а не обратный квадрат, как среднее ускорение. По этой причине и зависимость минимального расстояния, на котором может незаметно скрываться внешнее тело, от массы последнего, оказывается не квадратично-корневой, а кубично-корневой.
Таким образом, ограничения пришлось существенно пересмотреть. Так, тело с массой Марса, пишет Иорио, не может двигаться ближе, чем в 60 астрономических единицах, Земли – 130 а.е., Юпитера – примерно 900 а.е., Солнца – 9 тысяч а.е.. Ограничения для бурого и красного карлика приведены выше. Это существенно меньше, чем прежде, особенно для более массивных тел. Тем не менее, эти ограничения остаются наилучшими, имеющимися на сегодняшний день (чуть менее точные получены из анализа времени приходов импульсов далёких пульсаров).
Поскольку Иорио опять обдуплился, использовав некорректное выражение для приливного ускорения, в реальности значения из предшествующего параграфа надо увеличить примерно на четверть. Наверняка в следующей итерации Иорио исправит и эту оплошность – тем более, что наложенные им ограничения оттого только выиграют.